Кафедра "Українська мова"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2352
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/lingvo
Сучасна назва – кафедра "Українська мова", попередня назва – кафедра української, російської мов та прикладної лінгвістики (від 2005), первісна – кафедра російської мови (від 1954 року).
Науково-педагогічні працівники кафедри викладають для українських студентів різних спеціальностей дисципліни "Українська мова" та "Лексикографія", а для студентів-іноземців – дисципліни "Мова професійного навчання (українська)" та "Українська мова як іноземна".
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту міжнародної освіти Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 1 доктор педагогічних наук, 3 кандидата філологічних наук, 2 – історичних наук, 1 – філософських наук; 4 співробітника мають звання доцента.
Переглянути
Результати пошуку
Документ Роль мифопоэтики в формировании хронотопа пьесы Л. Андреева "Анатэма"(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2020) Сухоруков, Виктор АнатольевичПроведенный в статье анализ Л. Андреева "Анатэма" показывает, что продуктивное исследование ее поэтики возможно лишь в широком контексте произведений: не только тех, которые составляют драматический цикл под названием "Бог, дьявол и человек", но и целого ряда новелл и повестей писателя, в которых под разными углами зрения интерпретировались библейская история Иова ("Жизнь Василия Филейского", "Сын человеческий") и евангельская история Христа и Иуды ("Бен-Тавит", "Иуда Искариот"). При этом речь, прежде всего, может идти о роли в драме "Анатэма" интертекста и иронического, неортодоксального неомифологизма. Отмечено, что в драме «Анатэма» Л. Андреев преимущественно использовал мощный философский и мифосимволический потенциал не закрытого, как в пьесах "Жизнь Человека" и "Черные маски", а открытых художественных пространств – пустыни и особенно моря, которое становится идейно-художественным центром драмы. При этом писатель создал объемный, многоуровневый хронотоп, в котором разделенный воротами город, с одной стороны, и море – с другой, становятся не только наиболее символически значимыми пространственными планами, но и сюжетообразующими полюсами. В статье также показано, что важную роль в пьесе играют модернистские принципы и формы изображения: неомифологизм, интертекстуальность, доминирование образов-символов, мотивность, ирония, гротеск. Это "новая драма", в которой внешний конфликт и действие выведены за сцену, а ключевую роль играют внутренний конфликт и подтекст, находящий реализацию в неомифологической сюжетной линии. Исследование хронотопа драм Л. Андреева различных периодов творчества, наряду с вариативностью, демонстрирует его очевидную концептуальную однородность. Локальные рамки, в которые автор переносит действие исследуемой пьесы (комната, в которой проходит Жизнь Человека) являются своеобразным инвариантом пространственных вариаций локусов как ранних драм, так и пьес "панпсихе". Как в прозе, так и в драматургии писателя отсутствовала эволюция, а лишь изменялись акценты в авторской концепции и варьировались соответствующие художественные средства и формы изображения. Созданная Л. Андреевым уже в первых драмах оригинальная модель стала инвариантной и лишь варьировалась в последующих пьесах.Документ Инфернальный дискурс прозы Леонида Андреева(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Гомон, Андрей МихайловичНесмотря на то, что с середины прошлого века андрееведение развивается бурными темпами, многие грани творчества писателя по-прежнему остаются "в тени". В достаточной мере это характерно и по отношению к освещению андреевской демонологии. Инфернальный персонаж – фигура сверхъестественного происхождения, олицетворяющая зло, деструктивное начало, термин "инфернальный" используется наряду с определением "демонический". Значительную часть прозаического творчества Л. Андреева можно рассматривать как своеобразную оригинальную "дьяволиаду" ("гофманиаду"). Это произведения на темы искушения "сверхчеловеческого" ("дьяволического") разума человека ("Рассказ о Сергее Петровиче" (1900), "Мысль" (1902), "Тьма" (1907), "Мои записки" (1908) и др.) и произведения на темы дьявола ("Нечто о чертях" (1901), "О писателе" (1902), "Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Дневник Сатаны" (1919)). Одни из них представляют собой повествования, как бы рассказанные дьяволом ("Так было" (1905), "Бен-Товит" (1905), "Елеазар" (1906), "Иуда Искариот" (1907), "Свидетель истины" ("Нерукотворный образ") (1915) и др.); другие – истории, в которых дьявол является сам действующим лицом ("Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Черт на свадьбе" (1915), Дневник Сатаны (1919) и др.); третьи – в которых герои-люди, совмещающие в себе "сверхчеловека" и "дьявола" и неинфернальные по происхождению, занимают место носителей деструктивности, т.е. – инфернальных героев (Иван Копров – "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "дедушка" – "Мои записки" (1908), Норден – "Он (Рассказ неизвестного)" (1913), Фома Магнус – "Дневник Сатаны" (1919)). В позднем творчестве андреевская инфернальная тема претерпевает существенную трансформацию. Если в начале творчества это был дьявол, испытующий человека, то в дальнейшем воображение писателя занимал парадоксально-нелепый образ дьявола, желающего делать добро. На протяжении всего творческого пути Л. Андреева в его художественной прозе продолжал функционировать иронический демонологический дискурс, имеющий большое значение и играющий важную роль для понимания всего творчества писателя в целом. Он позволял Л. Андрееву ставить «проклятые вопросы» жизни человека, осмысливая их под антидидактическим углом зрения, а также противостоять новейшим идеям ницшеанства, позитивизма и богоискательства, столь распространенным в начале ХХ века.Документ Тема смеха в позднем творчестве Леонида Андреева: "Искренний смех" (1910)(ТОВ "Фінансова Рада України", 2020) Гомон, Андрей Михайлович; Терещенко, Любовь Яковлевна; Заверющенко, Николай Петрович; Лухина, Марина ЮрьевнаВ статье впервые осуществлен анализ малоизвестного произведения Леонида Андреева "Искренний смех" в контексте эволюции темы смеха в позднем творчестве писателя.Документ Поэтика пьесы Л. Андреева "Собачий вальс"(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Сухоруков, Виктор АнатольевичВ статье осуществлен анализ поэтики и жанровых особенностей драмы Л. Андреева "Собачий вальс". Показано, что важную роль в ней играют модернистские принцыпы и формы изображения: неомифологизм, интертекстуальность, доминирование образов-символов, мотивность, ирония, гротеск. Это "новая драма", в которой внешний конфликт и действие выведены за сцену, а ключевую роль играет внутренний конфликт и подтекст, находящий реализацию в неомифологической сюжетной линии. Созданная Л. Андреевым уже в первых драмах оригинальная модель стала инвариантною и лишь варьировалась в последующих пьесах.Документ Жанровая специфика пьесы Л. Андреева "Жизнь Человека"(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Сухоруков, Виктор АнатольевичВ статье осуществлен анализ поэтики и жанровых особенностей драмы Л. Андреева "Жизнь Человека". Показано, что важную роль в ней играют модернистские принципы и формы изображения: неомифологизм, интертекстуальность, доминирование образов-символов, мотивность, ирония, гротеск. Это "новая драма", в которой внешний конфликт и действие выведены за сцену, а ключевую роль играет внутренний конфликт и подтекст, находящий реализацию в неомифологической сюжетной линии. Созданная Л. Андреевым уже в первых драмах оригинальная модель стала инвариантной и лишь варьировалась в последующих пьесах. В статье продемонстрировано, что "новая драма" Л. Андреева требовала типа конфликта, соответствующего коллизии, в которой Человеку противостояла бы "Стена" в различных ее проявлених. В «новом мифе» писателя она становится Роком (Некто в сером). Поэтому в основу драмы "Жизнь Человека" был положен конфликт "Человек и Рок"), воплощенный в адекватных художественных формах. Так, для формирования неомифологического уровня драмы автор активно использовал семантический потенциал еще более многозначного, чем в ранних пьесах, хронотопа, интертекстуальных и автоинтертекстуальных мифосимволических мотивов, а также метатекстуальные и художественные возможности рамочного комплекса и декупажа. Характеризуя драму "Жизнь Человека", сам писатель в качестве таких форм называет живопись, театр Петрушки (лубок) и античный театр с его хором, "объяснявшим" зрителю сцену. Исследование хронотопа драм Л. Андреева различных периодов его творчества, наряду с вариативностью, демонстрирует его очевидную концептуальную однородность. Результаты нашого исследования опровергают концепцию, согласно которой писатель эволюционировал от первых реалистических драм до "условных" символико-экспрессионистических пьес, а потом до драм "панпсихе". Тип конфликта, на котором она строится, а также все уровни ее структуры выявили модернистскую природу и изоморфность с прозой Л. Андреева. Как в прозе, так и в драматургии писателя отсутствовала эволюция, а лишь изменялись акценты в авторской концепции и варьировались соответствующие художественные средства и формы изображения.Документ Поэтика пьесы Л. Андреева "Реквием"(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2017) Сухоруков, Виктор АнатольевичВ статье осуществлен анализ поэтики и жанровых особенностей драмы Л. Андреева "Реквием". Показано, что важную роль в ней играют модернистские принципы и формы изображения: неомифологизм, интертекстуальность, доминирование образов-символов, мотивность, ирония, гротеск. Это "новая драма", в которой внешний конфликт и действие выведены за сцену, а ключевую роль играет внутренний конфликт и подтекст, находящий реализацию в неомифологической сюжетной линии. Созданная Л. Андреевым уже в первых драмах оригинальная модель стала инвариантной и лишь варьировалась в последующих пьесах.