Кафедра "Філософія"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy
Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.
Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.
Переглянути
11 результатів
Результати пошуку
Документ Человек в современном мире: на пути к новой парадигме образования(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2016) Дольская, Ольга Алексеевна; Голозубов, Александр Вячеславович; Городыская, Ольга НиколаевнаАвторы ставят перед собой задачу создания философско-методологической основы понимания современного образовательного пространства с учетом тех изменений, которые коснулись, прежде всего, человека. Анализируется организация его интеллектуально-инструментальных возможностей. Рассматриваются особенности его развития в ситуации антропологического кризиса с учетом нового направления в философии – медиаантропологии. Для ученых, преподавателей-методологов и широкого круга читателей.Документ Организация инструментально-интеллектуальных возможностей человека(НТУ "ХПИ", 2016) Дольская, Ольга АлексеевнаАвторы ставят перед собой задачу создания философско-методологической основы понимания современного образовательного пространства с учетом тех изменений, которые коснулись, прежде всего, человека. Анализируется организация его интеллектуально-инструментальных возможностей. Рассматриваются особенности его развития в ситуации антропологического кризиса с учетом нового направления в философии – медиа антропологии. Для ученых, преподавателей-методологов и широкого круга читателей.Документ Методологические принципы парадигмы "понимания"(Мелітопольський державний педагогічний університет, 2014) Дольская, Ольга АлексеевнаДокумент Роль философской и научной рациональности в становлении общенаучных (междисциплинарных) понятий(НТУ "ХПИ", 2013) Дольская, Ольга АлексеевнаДокумент Техники мышления в новой парадигме образования(Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, 2010) Дольская, Ольга АлексеевнаСтатья посвящена проблеме мышления в современной парадигме образования. Установка на законодательность разума и диалектическую технику мышления, которые были характерны для образования Нового времени, неприемлема для современности. Мышление опирается на многообразные техники, что ведет к утверждению гетерогенности разума в современном образовании.Документ Интеллектуальные революции и техники мышления(НТУ "ХПИ", 2015) Дольская, Ольга АлексеевнаАвтор показывает, как взаимосвязаны такие феномены человеческой цивилизации, как интеллектуальные революции и техники мышления. Размышления разворачиваются вокруг способности человека постигать и понимать окружающий мир. Автор выдвигает идею о наличии трех интеллектуальных революций в истории человечества. Каждая из них служит своеобразным основанием для формирования определенных техник мышления как культурного явления. Достижения философии и науки, логико-понятийные схемы которых формируются под влиянием синтеза многообразных интеллектуальных нововведений, репрезентируются изменениями в мышлении, что дает возможность фиксировать определенные техники мышления.Документ Трансформации рациональности в современном образовании(НТУ "ХПИ", 2013) Дольская, Ольга АлексеевнаВ монографии рассматривается проблема рациональности в образовании. Определены специфические особенности педагогического разума, показана динамика нелинейной трансформации рациональности. Автор анализирует значение типов рациональности, которые влияют на развитие образования. Монография предназначена для преподавателей, студентов, магистров и аспирантов всех специальностей, а также всем тем, кто интересуется проблемами развития образования.Документ Методологические подходы к сущностной характеристике информационного знания(Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2011) Дольская, Ольга АлексеевнаПереход к информационному обществу заставляет говорить о формировании нового типа общества – общества знания. Характер этого вида знания определяется как информационное знание. Определение его как теоретического, по мнению автора, является недостаточным. Автор предлагает методологический инструментарий для сущностной оценки информационного знания.Документ Социокультурный потенциал трансформаций рациональности в образовании(Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова, Українська академія наук, 2011) Дольская, Ольга АлексеевнаВ статье поднимается проблема рациональности в образовании. Автор рассматривает ее в культурно-историческом развитии и отмечает ее трансформационный характер. Отклонения от мыслительной нормы, заданной правилами, становятся источником развития мышления в целом. При переходе от одной парадигмы образования к другой именно мышление личности, которая включает осознание новых способов жизни, практики, способствует созданию условий для формирования нового мышления других личностей.Документ Новый дискурс техники как предпосылка формирования третьей интеллектуальной революции(Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe, 2013) Дольская, Ольга АлексеевнаАвтор, используя междисциплинарный подход, соединяет такие составляющие современного общества, как интеллектуализацию, медиатиацию и компьютеризацию. Эти три составляющие в комплексе получают статус “информатизация”. Интегрированное сочетание трех составляющих информатизации создает условия для мощных процессов изменений техники мышления человека. Эти изменения создают условия для формирования третьей интеллектуальной революции человечества. Первая революция связана с именами Сократа, Платона и Аристотеля, благодаря которым техника мышления "обогащается" понятиями и категориями. Вторая интеллектуальная революция оформляется под влиянием научной рациональности классического образца с идеей законодательного разума эпохи Модерна. ХХІ век с развитой технической базой, технологическими возможностями, потенциал которых увеличивается за счет использования компьютерного оборудования, открывает перед человечеством новые возможности. Параллельно в статье разворачивается анализ термина “техника” в дискурсах этих трех революций. Дискурс третьей революции позволит оценить феномен техники в новом ракурсе. В условиях развития современного общества техника выступает тем феноменом, в котором концентрируются интеллектуальные коллективные способности человечества. Дискурс техники, в котором отсутствует интерес к ней как концентрации интеллектуальных возможностей коллективного разума, тормозит развитие общества. Осваивая технику, взаимодействуя с ней, благодаря труду, человек онтологически приобщается к миру и становится частью коллектива, который “вложил” в технику свои способности, результаты работы разума, свою интеллектуальную коллективную деятельность. Именно работа по умению осваивать трансиндивидуальные возможности человека лежат в основе третьей интеллектуальной революции.