Кафедра "Філософія"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy

Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.

Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 5 з 5
  • Ескіз
    Документ
    Доминанты третьей интеллектуальной революции и задачи современного образования
    (Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Богдана Хмельницького, 2015) Дольская, Ольга Алексеевна
    В центре внимания – разговор об интеллектуальных революциях человечества. Размышления автора разворачиваются вокруг исследований различного характера, которые помогают выйти на обобщенный и целостный взгляд процессов, прямо и косвенно влияющих на изменения интеллектуально-когнитивного характера. То, что воспринимается в мире науки, техники, стилей и трендов обыденной жизни как новшества, становятся показателями изменений мышления человека. Сегодня ученые интенсивно обсуждают роль и значение конвергирующих технологий, технологий NBIC парадигмы. Они стали точкой отсчета будущих исследований и контекстом становления новых интеллектуальных возможностей. В поле внимания, наряду с новой научной парадигмой, находятся находки и исследования современных футурологов. Весь комплекс инноваций различного характера создают целостный фундамент для формирования новой интеллектуальной революции. Поэтому перед педагогами разворачиваются требования вносить изменения и руководствоваться инновациями в сфере образования. Автор предлагает некоторые основные направления развития практической деятельности в современном пространстве образования. Каждый из них косвенно или прямо формируется на почве футурологических прогнозов.
  • Ескіз
    Документ
    Интеллектуальные революции и техники мышления
    (НТУ "ХПИ", 2015) Дольская, Ольга Алексеевна
    Автор показывает, как взаимосвязаны такие феномены человеческой цивилизации, как интеллектуальные революции и техники мышления. Размышления разворачиваются вокруг способности человека постигать и понимать окружающий мир. Автор выдвигает идею о наличии трех интеллектуальных революций в истории человечества. Каждая из них служит своеобразным основанием для формирования определенных техник мышления как культурного явления. Достижения философии и науки, логико-понятийные схемы которых формируются под влиянием синтеза многообразных интеллектуальных нововведений, репрезентируются изменениями в мышлении, что дает возможность фиксировать определенные техники мышления.
  • Ескіз
    Документ
    Методологические подходы к сущностной характеристике информационного знания
    (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2011) Дольская, Ольга Алексеевна
    Переход к информационному обществу заставляет говорить о формировании нового типа общества – общества знания. Характер этого вида знания определяется как информационное знание. Определение его как теоретического, по мнению автора, является недостаточным. Автор предлагает методологический инструментарий для сущностной оценки информационного знания.
  • Ескіз
    Документ
    Социокультурный потенциал трансформаций рациональности в образовании
    (Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова, Українська академія наук, 2011) Дольская, Ольга Алексеевна
    В статье поднимается проблема рациональности в образовании. Автор рассматривает ее в культурно-историческом развитии и отмечает ее трансформационный характер. Отклонения от мыслительной нормы, заданной правилами, становятся источником развития мышления в целом. При переходе от одной парадигмы образования к другой именно мышление личности, которая включает осознание новых способов жизни, практики, способствует созданию условий для формирования нового мышления других личностей.
  • Ескіз
    Документ
    Новый дискурс техники как предпосылка формирования третьей интеллектуальной революции
    (Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe, 2013) Дольская, Ольга Алексеевна
    Автор, используя междисциплинарный подход, соединяет такие составляющие современного общества, как интеллектуализацию, медиатиацию и компьютеризацию. Эти три составляющие в комплексе получают статус “информатизация”. Интегрированное сочетание трех составляющих информатизации создает условия для мощных процессов изменений техники мышления человека. Эти изменения создают условия для формирования третьей интеллектуальной революции человечества. Первая революция связана с именами Сократа, Платона и Аристотеля, благодаря которым техника мышления "обогащается" понятиями и категориями. Вторая интеллектуальная революция оформляется под влиянием научной рациональности классического образца с идеей законодательного разума эпохи Модерна. ХХІ век с развитой технической базой, технологическими возможностями, потенциал которых увеличивается за счет использования компьютерного оборудования, открывает перед человечеством новые возможности. Параллельно в статье разворачивается анализ термина “техника” в дискурсах этих трех революций. Дискурс третьей революции позволит оценить феномен техники в новом ракурсе. В условиях развития современного общества техника выступает тем феноменом, в котором концентрируются интеллектуальные коллективные способности человечества. Дискурс техники, в котором отсутствует интерес к ней как концентрации интеллектуальных возможностей коллективного разума, тормозит развитие общества. Осваивая технику, взаимодействуя с ней, благодаря труду, человек онтологически приобщается к миру и становится частью коллектива, который “вложил” в технику свои способности, результаты работы разума, свою интеллектуальную коллективную деятельность. Именно работа по умению осваивать трансиндивидуальные возможности человека лежат в основе третьей интеллектуальной революции.