Кафедра "Філософія"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy

Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.

Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 5 з 5
  • Ескіз
    Документ
    Техники мышления в новой парадигме образования
    (Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, 2010) Дольская, Ольга Алексеевна
    Статья посвящена проблеме мышления в современной парадигме образования. Установка на законодательность разума и диалектическую технику мышления, которые были характерны для образования Нового времени, неприемлема для современности. Мышление опирается на многообразные техники, что ведет к утверждению гетерогенности разума в современном образовании.
  • Ескіз
    Документ
    Интеллектуальные революции и техники мышления
    (НТУ "ХПИ", 2015) Дольская, Ольга Алексеевна
    Автор показывает, как взаимосвязаны такие феномены человеческой цивилизации, как интеллектуальные революции и техники мышления. Размышления разворачиваются вокруг способности человека постигать и понимать окружающий мир. Автор выдвигает идею о наличии трех интеллектуальных революций в истории человечества. Каждая из них служит своеобразным основанием для формирования определенных техник мышления как культурного явления. Достижения философии и науки, логико-понятийные схемы которых формируются под влиянием синтеза многообразных интеллектуальных нововведений, репрезентируются изменениями в мышлении, что дает возможность фиксировать определенные техники мышления.
  • Ескіз
    Документ
    Методологические подходы к сущностной характеристике информационного знания
    (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2011) Дольская, Ольга Алексеевна
    Переход к информационному обществу заставляет говорить о формировании нового типа общества – общества знания. Характер этого вида знания определяется как информационное знание. Определение его как теоретического, по мнению автора, является недостаточным. Автор предлагает методологический инструментарий для сущностной оценки информационного знания.
  • Ескіз
    Документ
    Социокультурный потенциал трансформаций рациональности в образовании
    (Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова, Українська академія наук, 2011) Дольская, Ольга Алексеевна
    В статье поднимается проблема рациональности в образовании. Автор рассматривает ее в культурно-историческом развитии и отмечает ее трансформационный характер. Отклонения от мыслительной нормы, заданной правилами, становятся источником развития мышления в целом. При переходе от одной парадигмы образования к другой именно мышление личности, которая включает осознание новых способов жизни, практики, способствует созданию условий для формирования нового мышления других личностей.
  • Ескіз
    Документ
    Роль рефлексии в современном образовании
    (Международное философско-космологическое общество, 2013) Дольская, Ольга Алексеевна
    В современных исследованиях, посвященных образованию и, в частности, педагогике часто встречается термин «рефлексия». Автор проанализировала его значение и пришла к выводам, что термин прошел длительный путь развития. Кант один из первых дал его определение, но в дальнейшем его значение трансформировалось настолько, что без знакомства с ним невозможно осознать его расширенное значение. Современное понимание связывается с мышлением, но не по конструированию понятий. Рефлексия направлена на оптимально продуманные действия, организованные на основе теоретического знания. Теоретическое знание служит предпосылкой нашего поведения и действий. Сегодня рефлексия – это умение «работать» с абстракциями, обобщенными принципами, которые представлены в теоретическом знании.