Кафедра "Філософія"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy
Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.
Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.
Переглянути
41 результатів
Результати пошуку
Документ Духовное здоровье как цель саморазвития(ТОВ "Друкарня Мадрид", 2021) Мищенко, Виктор ИвановичДокумент Философия и мир в ХХI столетии(Мадрид, 2020) Мищенко, Виктор ИвановичДокумент Е-образование: преимущества и проблемы(Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2022) Мищенко, Виктор ИвановичДокумент На пути трансформации к планетарно-космической цивилизации: геокосмические технологии(Мадрид, 2021) Мищенко, Виктор ИвановичДокумент Глобальное управление планетарной цивилизацией: перспективы развития в ХХІ столетии(Išleido Marijampolės kolegija, Lietuva, 2021) Мищенко, Виктор ИвановичКонец уходящего тысячелетия был ознаменован появлением теории Глобального эволюционизма и саморазвивающейся Вселенной. в процессе эволюции которой, она становится объектом реконструкции силой человеческого Разума, что ставит вопрос о реконструкции теории Глобального управления, выдвинутую в прошлом веке Карром, Моргентау, Кеннани, на основе концепции политического реализма: люди должны найти возможности для заключения Глобального общественного договора, пути коллегиального управления процессами планетарного характера. Человечество все более осознаёт себя единым организмом, в котором остро осознаются Глобальные проблемы, процессы глобального потепления из-за парникового эффекта, глобализационные тенденции, связанные с деятельностью транснациональных корпораций и развития глобальных сетей интернета, миграцией рабочей силы, осознанием общей угрозы в связи с мировой пандемией. Вместе с тем следует признать, что интеграционные процессы встречают серьёзное сопротивление, национализм становится доминирующей тенденцией, обостряются межрегиональные конфликты. В какой степени на интеграцию человечества могут оказать процессы планетарно-космического характера, возможности и способности человечества предвидеть, осознать контуры ближайшего и отдалённого будущего, увидеть мир через определённый "просвет бытия"? Целью написания данной статьи является стремление увидеть эти перспективы, понять есть ли у человечества стратегии выживания, есть ли реальная основа для совместной деятельности? К сожалению, мы мало думаем о своём будущем, плохо анализируем настоящее и практически зациклились на прошлом. Коллективный интеллект человечества весьма ограничен, если исходить из понимания интеллекта, данного А. И. Субетто: "Интеллекта" в любой системе столько, насколько он управляет своим будущим. В определённом смысле "интеллект" и есть "управление будущим" (Субетто, 2012: 10).Документ Мораль и право в мире после пандемии или пайдейяцентризм эпохи посткоронавируса(Мадрид, 2020) Мищенко, Виктор ИвановичДокумент В каком мире мы живём, и что есть технотронное общество в будущем человечества(Гілея, 2020) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматриваются проблемы информационного общества, его влияние на духовное развитие личности, сферу человеческого общения и социальные процессы. Выдвигается гипотеза о возможной роли техники, как способа возвращения человека в пространство реального бытия, преодоления интернет-зависимости, минимизации угрозы превращения информационной среды в сферу развлечений. В тоже время, указывается на возможность преодоления негативных антропогенных факторов конвейерного производства с помощью управляющих информационных технологий. Анализируется термин "технотронное общества", роль электроники и кибернетики в его функционировании. На основе метода экстраполяции рассматриваются этапы его развития в ХХI – ХХII столетии. Рассматривается понятие "антропо-инфо-техносфера", его возможные девиации. С целью гармонизации баланса компонентов антропо-инфо-техносферы и устойчивого развития технотронного общества, разрабатывается концепция интеллектуально-нравственной духовности, анализируются его основные принципы. На основе метода системного подхода рассматривается концепция духовного облика личности, его базисные структурные компоненты, интеллектуальные модели типологии духовной личности. Выдвигается стратегия опережающего технологического созидания по преобразованию ландшафта планеты с целью решения экологической проблемы и предотвращения социальных катаклизмов при массовом внедрении искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности общества.Документ Интеллектуально-нравственная духовность технотронного общества(Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe, 2020) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматривается проблемы, связанные с выделением интеллектуально-нравственного типа духовности, как духовности современного технотронного общества. Это проблемы обоснования особой роли мышления в формировании духовности, исследование проблемы иррационального в структуре духовности, соотношения интеллектуального и нравственного, понимание интеллекта, как основания и условия бытия человека в мире. Рассматривается понятие антропо-инфо-техносфера, как системное образование интеллектуальной среды обитания, а в качестве критерия духовного интеллектуально-нравственного развития – "духовный облик личности", содержание которого составляют открытость миру (информационно-коммуникативный компонент), интеллигентность (аналитический) и созидательность (проективный компонент). раскрывается авторская методика формирования интеллектуально-нравственной духовности технотронного общества.Документ Проблема свободы в духовном развитии личности(Національний юридичний університет ім. Ярослава Мудрого, 2019) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматриваются онтологические основания свободы, как условия развития. Подчёркивается, что свобода, как возможность вариативности самого движения, связана с качественными структурными уровнями организации материи, она имеет существенные отличия, возможности, степени свободы. Проводится мысль о необходимости дифференциация свободы в физическом мире, биологическом и социальном. Делается вывод о возрастании уровня свободы в цивилизационном развитии, достижении граничных рубежей в технотронном обществе. В качестве условия преодоления антропного кризиса рассматривается проблема перехода от либерального типа духовности к интеллектуально-нравственной, основанной на гармонии человека и мира в обретении свободы бытия.Документ Опыт постижения истории, как духовного развития человечества(Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2019) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматриваются методологические основы формирования концепции истории духовного развития человечества. Делается вывод об ограниченности монистического подхода к анализу истории становления человеческого духа, как материалистического, так и идеалистического. Рассматриваются возможности применения дуалистического подхода, основанного на принципах единства духовного и материального (дух вне материи не существует, материя вне духа бессмысленна), раскрытия их взаимодействия в глобальных противоречиях эпохи и снятия их в процессе цивилизованного переустройства мира. Рассматриваются гуманистические аспекты цивилизации, как наивысшей формы "культурной общности", "способа существования человеческого разума во Вселенной", раскрытия и обретения свободы в преобразовании мира. На основе продвижения человечества от космогенной – к техногенной, и от неё – антропогенной цивилизации, выделяется типы традиционной, инновационной и либеральной духовности. Делается вывод о том, что кризис либерального типа духовности предполагает формирование интеллектуально-нравственного типа духовности, как духовности современного технотронного общества.