Кафедра "Філософія"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy
Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.
Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.
Переглянути
4 результатів
Результати пошуку
Документ Криптовалюты. Как цифровые технологии меняют культурный мир(ФОП Петров В. В., 2016) Клименко, Р. В.; Тарароев, Яков ВладимировичВ данной статье исследуется с философско-культурологической точки зрения популярный сегодня феномен криптовалют. Авторами проанализированы известные формулировки понятия "криптовалюта", также обнаружена и обоснована необходимость научного, культурного и философского осмысления феномена криптовалют. Кроме того, достаточно внимания уделено анализу динамики распространения и обращения цифровых валют, которые в настоящий момент насчитывают свыше 700 разновидностей при общей капитализации более 15 млрд. долл. США. На основании проведенного исследования формулируется понятие криптовалют исследуются основные предпосылки их появления и популярности, указываются возможные социальные и культурные трансформации, которые может вызвать их дальнейшее развитие.Документ Философское осмысление применения технологий машинного обучения. Перспективы искусственного интеллекта(Поволжский государственный технологический университет, 2016) Клименко, Р. В.; Тарароев, Яков ВладимировичРассмотрены современные подходы к построению разумных вычислительных программ, самообучающихся пропорционально полученному опыту, техника построения которых получила название "машинное обучение". Начиная с 2000-х годов применение подобных алгоритмов можно отследить практически в любой сфере человеческой деятельности, будь то политика или медицина, военное дело или даже художественное искусство. "Машинное обучение" открывает кардинально новые возможности применения вычислительной техники. Предполагается, что компьютеры смогут эффективнее человека выполнять не только дедуктивные задачи, но и индуктивные. Попытки создания подобных систем предпринимались еще на заре компьютерных наук, однако тогда для осуществления планов не хватало вычислительных ресурсов и информации, на которой техника могла бы обучаться и которую она могла бы воспринимать. Повсеместное распространение сети Интернет и удешевление стоимости устройств ввода информации сделало реализацию идеи самообучающейся машины возможной. В настоящей статье подробно анализируется т. н. "алгоритм бога", идея, выдвинутая профессором Вашингтонского университета П. Домингосом, объясняются возможность и необходимость создания универсального алгоритма, который сможет бесконечно долго развиваться без дополнительной поддержки человеком и в конечном итоге сгенерирует данные обо всём историческом процессе – прошлом, текущем и будущем, откроет все природные законы и будет обладать всей полнотой информации о мире. Анализируются не только теоретические аспекты данного вопроса, но и конкретные практические импликации, которые наблюдаются уже сегодня. Показано, что развитие подобных технологий существенным образом способно изменить общество и решить целый ряд социальных, культурных и этических проблем; проанализированы философские основания применения этих подходов на данном этапе развития науки и техники, спрогнозированы социальные и культурологические последствия их применения в будущем.Документ Типологизация музыкального мышления М. Г. Арановского и симметрия(Харківський національний університет мистецтв ім. І. П. Котляревського, 2018) Тарароев, Яков Владимирович; Нецветай, Т. В.В работе анализируется авторский подход известного теоретика и философа музыки М. Г. Арановского к комплексной проблеме музыкального мышления. Указывается, что музыкальное мышление содержит в себе ряд последовательных элементов: идея-мысль, логика и язык музыки; также значительную роль в его функционировании играют бессознательные процессы. Исходным пунктом музыкального мышления является звук как физическое колебание в пространстве и времени. Исходя из этого, мы можем говорить, что музыкальное мышление функционирует в двух пространствах, "вложенных" друг в друга: физическом пространстве и семантическом пространстве смыслов. В обоих этих пространствах музыка разворачивается во времени, представляя собой некую последовательность и временную структуру. Эта структура может иметь различные типы упорядочивания, но все они подчинены логическим нормам и правилам, в основе которых лежит принцип симметрии. Процесс "разворачивания" музыки осуществляется по схеме: "темпоральный процесс→музыкальная логика→музыкальное мышление", а развитие музыкального континуума представляет собой триаду "автоморфизм → изоморфизм → метаморфизм", где каждый переход есть нарушение симметрии по определённым принципам.Документ Философские репрезентации понятий "пространство" и "время": от физики к музыке(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Тарароев, Яков Владимирович; Нецветай, Т. В.В статье рассматриваются различные философские представления о пространстве и времени. Указанно, что эти представления носят системный и иерархический характер. В основе "пирамиды" этих представлений лежат самые фундаментальные, физические представления об объективных свойствах и закономерностях физической реальности, как отношения длительности и отношения протяжённости. На следующей "ступени" они дополняются спецификой химико-биологических процессов, протекающих в живой материи. Представления о социальном пространстве и времени носит ещё более сложный характер, которые обусловлены более сложным характером социальных процессов и явлений. Однако все три группы представлений (физическое, биологическое и социальное пространство и время) отражают объективные свойства и закономерности реальности. Следующая группа представлений отражает субъективное восприятие длительности и протяжённости. Они функционируют на базе объективных представлений, но фиксируют особенности восприятия субъекта, действующего в определённом культурном "поле". К ним, прежде всего, относятся психологическое пространство и время. Они имеют сложную структуру и связаны с повседневным бытием индивидуума, которое обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Свойства этого пространства и времени задаются чувственными и рациональными способностями познания, и именно психологическое пространство и время выступает онтологической основой для ещё более сложных форм восприятия – художественного пространства и времени. Художественное пространство и время – атрибуты художественного вымышленного бытия, с помощью которых художественный образ получает возможность развития и своего целостного восприятия. Подвид художественного пространства и времени – музыкальный пространственно-временной континуум. Эта разновидность существует в рамках определенного аспекта человеческой художественной деятельности – музыкального искусства. Музыка – это временной вид искусства, формально можно представить музыку в виде акустического потока звуков, интонационно и ритмически организованного и разворачивающегося во времени, имеющего сложную структуру и несущего определенную смысловую и коммуникативную нагрузку. Музыкальное время или время в музыке – сложное и многогранное понятие. Пространство в музыке – это визуальные и естетические образы человеческого воображения, вызываемые звуковыми воздействиями, это внутренние метафорические представления о свойствах пространства, соответствующие конкретному семантическому контексту. Таким образом, говоря о музыкальном пространстве и времени, можно утверждать, что они являются «концептуальной вершиной» развития представлений о пространстве и времени вообще и включают в себя многие важнейшие свойства других форм и видов пространства и времени. Все эти формы ведут свою «родословную» с представлений о физическом пространстве и времени.