Кафедра "Філософія"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy

Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.

Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 9 з 9
  • Ескіз
    Документ
    Критика изолированности теологических доказательств И. Канта Р. Суинберном
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2018) Глущенко, Евгений Вячеславович
  • Ескіз
    Документ
    Специфика объяснения на основании намеренного действия Ричарда Суинберна
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2018) Глущенко, Евгений Вячеславович
  • Ескіз
    Документ
    Природа логических парадоксов
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2009) Дышкант, Татьяна Николаевна
    Проблема природы парадоксов является одной из важнейших проблем теории познания, где до сих пор четко не определена их роль. Тот факт, что исследователи расходятся в определении причин возникновения парадоксов, свидетельствует о сложности данной проблемы. Очевидная на первый взгляд причина (многозначность понятий) возникновения парадоксов и доступная возможность ее устранения вызывают недоумение по поводу «долгожительства» многих известных парадоксов. Данная статья представляет собой попытку анализа сложившейся ситуации и направлена на выявление природы логических парадоксов.
  • Ескіз
    Документ
    Влияние экстернальных и интернальных факторов на трансформационные процессы в науке
    (Гілея, 2014) Владленова, Илиана Викторовна
    Целью данной статьи является исследование различных факторов, которые влияют на динамику и развитие современной науки. Выделены различные модели, описывающие динамику и развитие науки. В рамках различных моделей можно выделить исследования, в которых выделяются интернальные и экстернальные факторы, что определяет проблемный круг вопросов, которые оформляются в философском дискурсе. При акценте на экстернальных факторах исследования концентрируются в русле историзма, который признает важную роль социокультурного, исторического контекста в развитии научного знания, социологии знания и социальной эпистемологии, призванных выявлять социальные условия научной деятельности, рассматривать науку как социальный институт. Акцент на интернальных факторах смещает исследования в русло позитивистской традиции, логики, методологии науки, научного и структурного реализма. Выведено, что интернальные и экстернальные факторы действуют подобно двум фильтрам между компонентами науки, обусловливая стратегию научного поиска, поэтому их нельзя нивелировать.
  • Ескіз
    Документ
    Синтетическое суждение в позитивистской традиции
    (НТУ "ХПИ", 2017) Бардин, Александр Николаевич
    Проблема анализа различных видов суждения объединяет фундаментальные вопросы в семантике, логике, когнитивной психологии и эпистемологии. Логические позитивисты стремились переосмыслить эмпиризм посредством их интерпретации тогдашних достижений в физических и формальных науках. Их радикально антиметафизическая позиция была поддержана эмпирическим критерием значения и логистической концепцией математики. Хотя далеко не все философские инициативы, начатые членами Венского кружка, принесли свои плоды, необходимо отметить, что не все они остались бесполезными.
  • Ескіз
    Документ
    Опосредованность интуитивного синтетического суждения
    (НТУ "ХПИ", 2016) Бардин, Александр Николаевич
    Для познания мира – и физического и духовного – совершенно необходимы два существенно различных метода: с одной стороны, дискурсивный, логический, с другой – интуитивный, т.е. непосредственное синтетическое суждение, не опирающееся на доказательство, причем этот второй метод, с точки зрения гносеологической, в основе своей один и то же в науке и в искусстве, в вопросах физики и этики. Опыт всегда ограничен, и суждение о его достаточности, о доказательности – есть внелогический акт, в полной мере интуитивный, не сводимый логически к другим положениям, принятым за основные и безусловно верные. Подтверждение предсказаний укрепляет убедительность суждения.
  • Ескіз
    Документ
    Аксиоматический метод в современной космологии
    (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2003) Тарароев, Яков Владимирович
  • Ескіз
    Документ
    Аристотелевская онтология как "онтологическая парадигма" классической физики и космологии
    (Издательский Дом "Альфа-М", 2009) Тарароев, Яков Владимирович
    В работе рассматриваются онтологические основания физики и космологии Античности и Нового времени. Показано, что наличие онтологического базиса является необходимым, но недостаточным условием становления и развития научного знания. Продемонстрировано, что этот онтологический базис содержит в себе логические правила, нормы и принципы в виде законов логики и в виде «механизма» генезиса понятий как основной структурной единицы теоретического знания, а также гносеологические принципы в виде приоритетов эмпирического или теоретического исследований и соответствующего этим приоритетам «каркаса» структуры учения о природе.
  • Ескіз
    Документ
    Две парадигмы онтологических оснований науки и техники: антропологическое измерение
    (Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова, Українська академія наук, 2012) Тарароев, Яков Владимирович
    Раскрывается проблема начала науки. Анализируется теоретический характер античной науки и практический характер античной техники,единство науки и техники в современную эпоху. Используется субстанциональная онтологическая парадигма науки и техники и реляционная онтология научно‒технического знания. Современная наука и техника рассматривается как творческая и созидательная деятельность человека. Ведущими являются антропологическая и теологическая интерпретации современной науки и техники.