Кафедра "Філософія"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy
Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.
Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.
Переглянути
3 результатів
Результати пошуку
Документ Трансформации способа бытия человека как преодоление антропологического кризиса(2020) Городыская, Ольга НиколаевнаНынешние, все более усложняющиеся отношения человека с миром можно охарактеризовать как антропологический кризис. Это проявляется, прежде всего, в отрыве человека от его истины, в неспособности охватить весь объем информации и навыков, которые требует современность, и совместить их с собственной жизнью. Необходим способ разрешения кризисной ситуации.Документ Психагогика и "забота о себе" как практики жизни в современном мире(2020) Городыская, Ольга НиколаевнаАктуальность: современный мир ставит перед человеком много задач и вызовов, которые не всегда по силам индивиду, погруженному в сложные отношения с реальностью, которые можно охарактеризовать как кризис. Причем эти отношения стремительно усложняются, и кризис лишь нарастает. Поэтому формирование эффективных жизненных практик, способных преодолеть кризис, представляется крайне актуальным. Цель: проанализировать ранние формы жизненно-философской практики и обозначить их как возможные варианты построения человеком себя в современном мире. Методы: анализ, сравнительный метод, генеалогический метод Мишеля Фуко. Результаты: современный кризис вызван разрывом между человеком и его истинным бытием. В античности существовали практики «заботы о себе», которые были нацелены именно на сохранение связи человека с его истиной, на усилия человека по отношению к самому себе, причем эти усилия и есть жизнь человека согласно истине. Однако уже в христианскую эпоху произошли сдвиги в реализации принципа "заботы о себе", что в дальнейшем закрепилось в отчуждении человека от истины и сделало его зависимым от внешнего источника. Выводы: практика "заботы о себе" вводится как эффективный способ перестройки жизни человека, и это делает возможным снять угрозу утраты человеком самого себя среди разнообразия других вещей. Выявленный разрыв между принципами "познай самого себя" и "забота о себе" должен быть преодолен сращиваем истины и бытия человека до уровня "заботы об образе жизни" путем переоценки всего происходящего и отказа от того, что не является выразителем истины человека.Документ Антропологический кризис: в поисках стратегии преодоления(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья затрагивает проблему антропологического кризиса в условиях существенных трансформаций современного мира. Современная мысль, испытывающая значительное влияние результатов разработок информационных технологий и генной инженерии, все более тяготеет к пересмотру прежних позиций в осмыслении человека и стремится сформировать его новый образ – гармоничного и даже более разумного, чем это было в эпоху Просвещения. В последней трети ХХ века постструктурализм и постмодернизм окончательно разрушили классическую модель человека-субъекта и сменили фокус интереса с метафизического плана жизни на приземленный, практичный, телесный. Такая позиция стала естественным следствием развития западной культуры, в которой многообразные способы нового пространственно-временного восприятия мира опосредуются новыми технологиями и растущей сетью массовых коммуникаций. Однако для создания полноценной, практически востребованной модели человека необходимо проанализировать возможные перспективы ее применения, в частности, – в образовании и воспитании, а это требует изменений общемировоззренческих и философских оснований. Рассмотрены две возможные стратегии преодоления кризиса – конструктивистский подход и трансгуманистические идеи. Конструктивизм отрицает наличие заранее определенных сущностной природы человека, его базовых руководств и мотиваций. Напротив, конструктивизм рассматривает человека как психологический процесс и предлагает описание способов, которыми люди руководствуются при конструировании своей жизни. Таким образом, поведение человека не управляется, а выбирается, и он не имеет заданных авторитетов. Согласно трансгуманизму на смену человеку нынешнему идет "постчеловек", способный управлять своими психическими, интеллектуальными и волевыми качествами. В трансгуманизме также появилось направление экстропии, подразумевающей поступательное техногенное развитие, эволюционирование человека на базе сформулированных Максом Мором принципов. В реализации этих принципов Мор видит философию будущего человека, но все они очевидно отсылают к человеку – обладателю разума, способному через обучение и науку изменить себя и мир. Для воплощения идей экстропии требуется значительная трансформация всей системы образования и воспитания, даже более – изменение самих основ жизни человечества. Оба подхода утверждают отказ от трансцендентального измерения, однако это обостряется вопрос о роли каждой личности в процессе формирования новой модели человека, что не может не вызывать определенные сложности в реализации обоих проектов.