Кафедра "Гуманітарні науки"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/1702
Офіційний сайт кафедри http://http://web.kpi.kharkov.ua/kgn
Увага! Поповнення колекції кафедри "Гуманітарні науки" тимчасово, від травня 2023 року, призупинено.
Кафедра "Гуманітарні науки" існує від 1973 року.
Більшість фахівців кафедри викладали в різних країнах світу – в Австрії, Великобританії, Швеції, Іспанії, Італії, Сірії, Шрі-Ланці, Монголії, Алжирі, Афганістані, Гвінеї, Судані, на Кубі і Мадагаскарі.
Переглянути
10 результатів
Результати пошуку
Документ Лирический герой и окружающий его мир в поэзии С. Есенина и С. Клычкова (парадигматический анализ лексики)(Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 2011) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаПарадигматический анализ лексики в русле традиционного лингвистического анализа текста, представляет собой распространённое явление (исследуются функции синонимов, антонимов, ЛСГ и т.п. в художественном тексте). Парадигматический анализ лексики текста в рамках функционального направления в лингвистике рассматривается как модель процесса восприятия текста реципиентом, поскольку как отмечал Ю.Н. Караулов, "текст соотносится с действительностью в парадигматике" [2, 203]: в процессе рецепции от вербального линейного развёртывания текста воспринимающий переходит к оперированию "предметными" образами (т.е. образами явлений, ситуаций внетекстовой действительности), которые связываются в сознании реципиента в образно-понятийные парадигмы [3, 7-14]. Вербальные единицы, эксплицирующие парадигму, выступают в роли определений соответствующих когнитивных структур и могут включать отдельные слова и более протяжённые текстовые отрезки. Объединение вербальных единиц в одну парадигму, как и установление связи между парадигмами, рассматривается как процесс понимания текста и является сложным и субъективным процессом (подробнее см. труды Н. А. Рубакина, М. Н. Правдина, психолингвистические исследования). Таким образом, образно-понятийные парадигмы, хотя и представляют собой языковые образования, выделяются и объединяются на основании неязыкового признака.Документ Лексическая парадигма "лирический герой" в лирике С. Клычкова(Московский финансово-юридический университет, 2012) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаПарадигматический анализ позволяет более подробно изучить лексику идиостиля писателя. В рамках функционального направления в лингвистике парадигматический анализ лексики текста рассматривается как модель процесса восприятия текста реципиентом. В процессе рецепции от вербального линейного развёртывания текста воспринимающий переходит к оперированию "предметными" образами, т.е. образами явлений, ситуаций внетекстовой действительности, которые связываются в сознании реципиента в образно- понятийные парадигмы [Степанченко И.И. Поэтический …, 7-14]. Вербальные единицы, эксплицирующие парадигму, выступают в роли определений соответствующих когнитивных структур и могут включать отдельные слова и более протяжённые текстовые отрезки. Объединение вербальных единиц в одну парадигму, как и установление связи между парадигмами, рассматривается как процесс понимания текста и является сложным и субъективным процессом (подробнее см. труды Н. А. Рубакина, М. Н. Правдина, психолингвистические исследования). Таким образом, образно-понятийные парадигмы, хотя и представляют собой языковые образования, выделяются и объединяются на основании неязыкового признака.Документ Статическая и динамическая природа концепта(Видавничий дім Дмитра Бураго, 2012) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаСтатья посвящена проблеме дефиниции концепта в функциональном (динамическом) аспекте как связи между его словесными и предметно-образными определениями.Документ Лексическая парадигма "Миф" в поэзии Сергея Клычкова(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2011) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаВ статье анализируется парадигматическая организация лексики в стихотворениях С. Клычкова, в частности, сопоставляются состав и функции центральной лексической парадигмы "миф" в разные периоды творчества, что позволяет выявить черты эволюции мифологичности его поэзии.Документ С. Есенин и его окружение: А. Мариенгоф – Н. Клюев – С. Клычков. Сопоставительный анализ лексики(ФОП Иванченко И. С., 2016) Степанченко, Иван Иванович; Гончар, Елена Валентиновна; Мирошниченко, Мария Павловна; Нестеренко, Ксения Викторовна; Оробинская, Мария Владимировна; Просяник, Оксана ПетровнаВ коллективной монографии представлен сопоставительный анализ лексики произведений С. Есенина и поэтов его окружения – А. Мариенгофа, Н. Клюева, С. Клычкова. Лексика рассматривается с точки зрения ее парадигматической организации в отдельных произведениях и в идиостилях Исследование проводится на основе функционального лингвистического подхода.Документ Поэзия света, тени и темноты: лирическое "Я" и "Другой" в категориях темноты и света(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2018) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье были представлены и проанализированы образцы поэзии, ярко реализующие принципы света, тени и темноты. Принцип света эксплицируется в образы таких явлений, как дневное время суток, бытийность, персонализация "Я", другого персонажа и конкретность/реалистичность персонажа и художественного мира, а принцип темноты – в образы ночи или переходного времени дня, темноты, сна, дремоты или опьянения, водной стихии или тумана, тайности, замирания процессов жизнедеятельности, остановки движения или периодического/кругового движения, чувства любви или смерти, слабой персонализации лирического "Я", часто посредством "Другого". В качестве образца поэзии света была представлена поэзия А.С. Пушкина, поэзии тени – И. С. Тургенева, а поэзии темноты – отдельные тексты постмодернистской литературы (В. Полозковой, Б. Гребенщикова, Г. Самойлова (группа "Агата Кристи") и др.).Документ Образно-понятийные доминанты "огня", "воды" и "вещности" в лирике новокрестьянских поэтов (Н. Клюева, С. Клычкова, С. Есенина)(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2013) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаВ статье рассматривается вопрос доминанты художественного текста, выделяются образно-понятийные доминанты в лирике новокрестьянских поэтов как соотносительные понятия.Документ Сравнительный анализ лексических парадигм "взаимодействие" и "отстранение" в лирике С. Клычкова и С. Есенина(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2011) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаВ статье сопоставляется лексика поэзии С. Клычкова и С. Есенина, объединенная в парадигмы "взаимодействие" и "отстранение", рассматривается система подпарадигм внутри каждой из них, сделан вывод о степени представленности категорий "взаимодействие" и "отстранение" в художественном мире поэтов.Документ Концепт как динамическое образование(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2012) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаСтатья посвящена проблеме дефиниции концепта в функциональном (динамическом) аспекте как связи между его словесными и предметно-образными определениями. Теоретические положения иллюстрируются примерами из произведений С. Клычкова.Документ Глубина текста как один из критериев отбора художественных произведений для работы с иностранцами на подготовительном факультете(Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна, 2018) Мирошниченко, Мария Павловна