Кафедра "Філософія"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy
Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.
Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.
Переглянути
24 результатів
Результати пошуку
Документ Проблема личностного самоопределения в ситуации неопределенности(Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2016) Городыская, Ольга НиколаевнаДокумент Экстропия как философия будущего человека(Lietuvos sporto universitetas, 2019) Городыская, Ольга НиколаевнаДокумент Трансформации способа бытия человека как преодоление антропологического кризиса(2020) Городыская, Ольга НиколаевнаНынешние, все более усложняющиеся отношения человека с миром можно охарактеризовать как антропологический кризис. Это проявляется, прежде всего, в отрыве человека от его истины, в неспособности охватить весь объем информации и навыков, которые требует современность, и совместить их с собственной жизнью. Необходим способ разрешения кризисной ситуации.Документ Психагогика и "забота о себе" как практики жизни в современном мире(2020) Городыская, Ольга НиколаевнаАктуальность: современный мир ставит перед человеком много задач и вызовов, которые не всегда по силам индивиду, погруженному в сложные отношения с реальностью, которые можно охарактеризовать как кризис. Причем эти отношения стремительно усложняются, и кризис лишь нарастает. Поэтому формирование эффективных жизненных практик, способных преодолеть кризис, представляется крайне актуальным. Цель: проанализировать ранние формы жизненно-философской практики и обозначить их как возможные варианты построения человеком себя в современном мире. Методы: анализ, сравнительный метод, генеалогический метод Мишеля Фуко. Результаты: современный кризис вызван разрывом между человеком и его истинным бытием. В античности существовали практики «заботы о себе», которые были нацелены именно на сохранение связи человека с его истиной, на усилия человека по отношению к самому себе, причем эти усилия и есть жизнь человека согласно истине. Однако уже в христианскую эпоху произошли сдвиги в реализации принципа "заботы о себе", что в дальнейшем закрепилось в отчуждении человека от истины и сделало его зависимым от внешнего источника. Выводы: практика "заботы о себе" вводится как эффективный способ перестройки жизни человека, и это делает возможным снять угрозу утраты человеком самого себя среди разнообразия других вещей. Выявленный разрыв между принципами "познай самого себя" и "забота о себе" должен быть преодолен сращиваем истины и бытия человека до уровня "заботы об образе жизни" путем переоценки всего происходящего и отказа от того, что не является выразителем истины человека.Документ Антропологический кризис: в поисках стратегии преодоления(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья затрагивает проблему антропологического кризиса в условиях существенных трансформаций современного мира. Современная мысль, испытывающая значительное влияние результатов разработок информационных технологий и генной инженерии, все более тяготеет к пересмотру прежних позиций в осмыслении человека и стремится сформировать его новый образ – гармоничного и даже более разумного, чем это было в эпоху Просвещения. В последней трети ХХ века постструктурализм и постмодернизм окончательно разрушили классическую модель человека-субъекта и сменили фокус интереса с метафизического плана жизни на приземленный, практичный, телесный. Такая позиция стала естественным следствием развития западной культуры, в которой многообразные способы нового пространственно-временного восприятия мира опосредуются новыми технологиями и растущей сетью массовых коммуникаций. Однако для создания полноценной, практически востребованной модели человека необходимо проанализировать возможные перспективы ее применения, в частности, – в образовании и воспитании, а это требует изменений общемировоззренческих и философских оснований. Рассмотрены две возможные стратегии преодоления кризиса – конструктивистский подход и трансгуманистические идеи. Конструктивизм отрицает наличие заранее определенных сущностной природы человека, его базовых руководств и мотиваций. Напротив, конструктивизм рассматривает человека как психологический процесс и предлагает описание способов, которыми люди руководствуются при конструировании своей жизни. Таким образом, поведение человека не управляется, а выбирается, и он не имеет заданных авторитетов. Согласно трансгуманизму на смену человеку нынешнему идет "постчеловек", способный управлять своими психическими, интеллектуальными и волевыми качествами. В трансгуманизме также появилось направление экстропии, подразумевающей поступательное техногенное развитие, эволюционирование человека на базе сформулированных Максом Мором принципов. В реализации этих принципов Мор видит философию будущего человека, но все они очевидно отсылают к человеку – обладателю разума, способному через обучение и науку изменить себя и мир. Для воплощения идей экстропии требуется значительная трансформация всей системы образования и воспитания, даже более – изменение самих основ жизни человечества. Оба подхода утверждают отказ от трансцендентального измерения, однако это обостряется вопрос о роли каждой личности в процессе формирования новой модели человека, что не может не вызывать определенные сложности в реализации обоих проектов.Документ Человек-зверь как специфический способ бытия в западноевропейской культуре(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2005) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья посвящена проблеме особых пограничных состояний сознания в европейской культуре. В частности сделана попытка осознать значение для культуры такого универсального явления, как человек-зверь. Особое внимание уделено родству феномена человек-зверь и понятия безумия в европейской культуре.Документ Индивидуальное бытие как становление: попытка осмысления(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2006) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья посвящена проблеме осмысления индивидуального бытия в рамках современной культуры. Сделана попытка найти параллели между современным философским пониманием индивидуального бытия и традиционными кельтскими представлении о бытии человека, поскольку они во многом похожи.Документ Фигура трикстера как фундамент само(о)сознания человеческой свободы(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2007) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья посвящена проблеме осознания человеком важнейшей составляющей его экзистенции – феномену свободы. Вопрос рассматривается как общекультурное явление, которое формировалось параллельно с формированием самой человеческой цивилизации. При этом основой понимания свободы утверждается фундаментальная для любой культуры фигура – трикстер.Документ Иосиф Наумович Кравец: человек, ученый, педагог(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2007) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья посвящена видному ученому, одному из первых докторов философских наук в Украине, Иосифу Наумовичу Кравцу. В статье освещается его жизненный путь, его научные достижения. Жизнь И. Н. Кравца – пример бескорыстного служения ученого своей родине и людям.Документ Проблема человеческой самости в современном мире(Мелитопольский государственный педагогический университет, 2017) Городыская, Ольга НиколаевнаПоднята проблема человеческой самости в современном мире. Актуализирован вопрос о само(о)сознании человеческой самости в условиях полифоничности тех культурных форм, которые эту самость формируют. Обозначены возможные пути само(о)сознания человека и формирования уникальной человеческой самости. Проведены параллели между человеком современным и человеком традиционного типа в ситуации пограничья. Обоснована актуальность понимания человека как сопротивляющейся человеческой самости в состоянии постоянного становления.
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »