Кафедра "Філософія"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy
Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.
Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.
Переглянути
33 результатів
Результати пошуку
Документ Проблема свободы в духовном развитии личности(Національний юридичний університет ім. Ярослава Мудрого, 2019) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматриваются онтологические основания свободы, как условия развития. Подчёркивается, что свобода, как возможность вариативности самого движения, связана с качественными структурными уровнями организации материи, она имеет существенные отличия, возможности, степени свободы. Проводится мысль о необходимости дифференциация свободы в физическом мире, биологическом и социальном. Делается вывод о возрастании уровня свободы в цивилизационном развитии, достижении граничных рубежей в технотронном обществе. В качестве условия преодоления антропного кризиса рассматривается проблема перехода от либерального типа духовности к интеллектуально-нравственной, основанной на гармонии человека и мира в обретении свободы бытия.Документ Опыт постижения истории, как духовного развития человечества(Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2019) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматриваются методологические основы формирования концепции истории духовного развития человечества. Делается вывод об ограниченности монистического подхода к анализу истории становления человеческого духа, как материалистического, так и идеалистического. Рассматриваются возможности применения дуалистического подхода, основанного на принципах единства духовного и материального (дух вне материи не существует, материя вне духа бессмысленна), раскрытия их взаимодействия в глобальных противоречиях эпохи и снятия их в процессе цивилизованного переустройства мира. Рассматриваются гуманистические аспекты цивилизации, как наивысшей формы "культурной общности", "способа существования человеческого разума во Вселенной", раскрытия и обретения свободы в преобразовании мира. На основе продвижения человечества от космогенной – к техногенной, и от неё – антропогенной цивилизации, выделяется типы традиционной, инновационной и либеральной духовности. Делается вывод о том, что кризис либерального типа духовности предполагает формирование интеллектуально-нравственного типа духовности, как духовности современного технотронного общества.Документ Аксиологическое измерение деятельности: созидательность как явление миру духовного облика личности(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2018) Мищенко, Виктор ИвановичАвтор предлагает обратиться к детальному рассмотрению такой формы активности, как "созидательность", предложив её как основную форму практического преломления духовного облика личности, как его существенный действенный компонент, животворящая сила духа, проявление воли к жизни. Категория "созидательность" рассматривается как синтез творчества и готовности к преобразованию мира, мотивации к труду, направленному на благо человечества. Созидательность раскрывается нам как категория, воплощающая в себе творчество, но к нему не сводящаяся, в большей степени учитывающая характер взаимосвязи с предшествующими преобразованиями, преемственности, по сути дела, как проявление культуры в своём изначальном значении улучшения, обработки, усовершенствования. В этом контексте категория "созидательность", учитывающая характер гомеостаза, поддержания стабильности системы, может рассматриваться как необходимый элемент устойчивого развития, устремлённости к ноосферному обществу, преодоления системы экологических, демографических проблем. Созидательность проявляется как органическое единство социального и личного, поэтому может рассматриваться как своеобразный духовный мост, соединяющий культуру и цивилизацию, мир мечты, мир воображения, мир духовный и мир повседневности. Созидательность – это не только онтологическое выражение практики, "укоренённой" в системе личного и социального бытия, это такой характер жизнедеятельности, который гарантирует выживание, защиту и безопасность, мотивационную готовность к кардинальному преобразованию мира, позволяющему предотвратить губительное воздействие на цивилизацию глобальных проблем современности. Именно созидательность должна рассматриваться как ведущая концепция образования, поддерживающая в личности её естественные стремления к самоутверждению и развитию, способствующая утверждению личности как существа духовного, её планетарной идентичности.Документ Созидательность, как стратегия выживания и концепция образования(Харківський національний педагогічний університет ім. Г. С. Сковороди, 2018) Мищенко, Виктор ИвановичИсходя из необходимости подготовки человека будущего к кардинальным преобразованиям мира, реализации стратегии опережающих действий в нейтрализации угроз, связанных с глобальными проблемами цивилизации, осуществляется анализ термина созидательность, как основы формирования духовного облика личности, педагогики духовности, как современной концепции философии образования. Рассматриваются возможные девиации и риски, возникающие в условиях отхода от принципов духовного воспитания при реализации концепций компетентностного подхода, эвристического воспитания, необихевиористических и неопрагматических подходах, теории дистанционного обучения, концепции ноосферного воспитания. Анализируются онтологический, проективный и метафизический аспект созидательности, как практического преломления духовного. Демонстрируется развитие идей созидательности в современной философской антропологии, отечественными и зарубежными исследователями. Подчёркивается связь теории созидательности с концепцией устойчивого развития, экологической безопасностью, теорией ноосферного общества. Анализируются конструктивные возможности данной категории в формировании высокой гражданской мотивации личности, утверждении нового мироустройства. Изучаются возможности духовной коррекции созидательных усилий человечества на основе реализации задач спецкурсов "Сопричастность" и "Миропостижение". Выносятся на рассмотрение основные принципы формирования созидательности с учётом теоретических, педагогических, методологических и организационных аспектов. Теория созидательности рассматривается как основа педагогической духовности, как стратегия современного образования и логическое продолжение теории трудового воспитания. Формирование созидательности, интеллигентности и открытости миру рассматривается в качестве основополагающих компонентов общепланетарной идентичности, как основы единения человечества для решения глобальных проблем цивилизации.Документ Проблемы разума в информационном обществе(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2017) Мищенко, Виктор ИвановичДокумент Трагизм Homo Faber и надежды Homo Humanus(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматривается роль человека труда Homo Faber в развитии цивилизации, становлении самого человека, как мыслящего существа (Homo sapiens). Констатируется факт глубокого кризиса Homo Faber, зафикстрованного в художественной литературе и философских исследованиях. Анализируются попытки представителей «школы человеческих отношений» активизировать мотивацию и творческую деятельность Homo Faber. Выявляются факторы современного производства, способствующие разрушению духовности личности и деградации Homo Faber. Рассматриваются возможности его духовного развития, заключённые в модели Homo Humanus, дающего надежды Homo Faber на лучшую судьбу. Исследуются возможные варианты развития Homo Faber: использование ресурсов саморазвития личности, адаптация человека к цивилизованным тектоническим сдвигам, а так же вариант управления эволюции человека. Стратегия эволюционных изменений включает в себя: цель – формирование Homo Spiritus (человека духовного), как высшей формы Homo Humanus. Она определяет выбор средств управленческого воздействия – использования мощного арсенала образования, науки и современной техники, позволяющей существенного расширить исследование космоса, микромира, сознания и, получив инновационные знания о мире, вызвать катарсические процессы в душе человека, сформировать стремление к духовному восхождению.Документ Практикум по логике (задачи и упражнения)(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2019) Владленова, Илиана Викторовна; Глущенко, Евгений Вячеславович; Годзь, Наталья Борисовна; Дольская, Ольга Алексеевна; Дышкант, Татьяна Николаевна; Ермоловский, Николай Анатольевич; Мищенко, Виктор Иванович; Кальницкий, Эдуард Анатольевич; Смоляга, Марина Витальевна; Федровская, Мария Георгиевна; Тарароев, Яков ВладимировичИздание содержит образовательно-методические материалы, необходимые студентам для овладения курсом "Логика и методология науки", для активизации самостоятельной подготовки и интеллектуальной деятельности.Документ Хрестоматия по философии: практические задания и вопросы(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2019) Владленова, Илиана Викторовна; Глущенко, Евгений Вячеславович; Годзь, Наталья Борисовна; Дольская, Ольга Алексеевна; Дышкант, Татьяна Николаевна; Ермоловский, Николай Анатольевич; Мищенко, Виктор Иванович; Кальницкий, Эдуард Анатольевич; Смоляга, Марина Витальевна; Федровская, Мария Георгиевна; Тарароев, Яков ВладимировичИздание содержит фрагменты текстов известных философов. Вопросы к текстам нацелены на закрепление пройденного материала и повышение понимания прочитанного.Документ "Мыслящий тростник" или властелин духа(Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, 2018) Мищенко, Виктор ИвановичСтатья посвящена рассмотрению источников формирования и, следовательно, уяснению сущности человека не только как мыслящего, но и духовного существа. В качестве основных этапов формирования человека, как существа духовного рассматривается эстетический, этический и философский этап формирования духовности. Формирование эстетической формы духовного облика личности есть формирование открытости миру чувство святости и миропочитания. Оно связано с особым положением в человека в космосе, есть результат его творческой активности, как способности одновременно осознавать могущество, восхищаться грозными силами природы и противостоять им, осознавать таинство мироустроения. формировать катарсическое чувство возвышенного. В результате потрясения, удивления и смятения, возвышенного чувства одухотворённости, открытости миру возникает к способность самотрансцендентации и самоотстранения, как способности понимания своего духовного призвания. Следующими этапами рассматривается формирование ноосферной, ответственной личности, как этической формы духовности, пассионарности личности и, наконец, - философской её формы, как спосбности восприятия противоречий и проблем социального и индивидуального бытия.Документ Грани духовного мира(Мачулин, 2015) Мищенко, Виктор ИвановичСборник философской поэзии может быть интересен людям тонкой духовной организации, любящим философию и поэзию. Стихи дают возможность кристаллизовать мир идей, боле глубоко раскрыть их смысл, и пробудить эмоционально-чувственное мировосприятие. В содержание сборника вошли разделы, которые представляют собой основы построения любого современного учебника по философии. Данный сборник, таким образом, может быть использован в учебно- воспитательном процессе, способствовать духовному развитию личности. Главная задача, которую автор ставил перед собой – показать современному студенту, что философия – это не нечто запредельно абстрактное, а глубоко личное, завладевающее умом и сердцем человека. Желаю счастливого путешествия в мир философской поэзии.