Кафедра "Філософія"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy

Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.

Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 15
  • Ескіз
    Документ
    Предпосылочные компоненты научного знания
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2016) Смоляга, Марина Витальевна; Старикова, Г. Г.
  • Ескіз
    Документ
    Явище, слово і поняття "культура"
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2016) Гайдамачук, Ольга Володимирівна
  • Ескіз
    Документ
    Імітація як загроза майбутньому існуванню
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2018) Годзь, Наталія Борисівна
  • Ескіз
    Документ
  • Ескіз
    Документ
    Аксиологическое измерение деятельности: созидательность как явление миру духовного облика личности
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2018) Мищенко, Виктор Иванович
    Автор предлагает обратиться к детальному рассмотрению такой формы активности, как "созидательность", предложив её как основную форму практического преломления духовного облика личности, как его существенный действенный компонент, животворящая сила духа, проявление воли к жизни. Категория "созидательность" рассматривается как синтез творчества и готовности к преобразованию мира, мотивации к труду, направленному на благо человечества. Созидательность раскрывается нам как категория, воплощающая в себе творчество, но к нему не сводящаяся, в большей степени учитывающая характер взаимосвязи с предшествующими преобразованиями, преемственности, по сути дела, как проявление культуры в своём изначальном значении улучшения, обработки, усовершенствования. В этом контексте категория "созидательность", учитывающая характер гомеостаза, поддержания стабильности системы, может рассматриваться как необходимый элемент устойчивого развития, устремлённости к ноосферному обществу, преодоления системы экологических, демографических проблем. Созидательность проявляется как органическое единство социального и личного, поэтому может рассматриваться как своеобразный духовный мост, соединяющий культуру и цивилизацию, мир мечты, мир воображения, мир духовный и мир повседневности. Созидательность – это не только онтологическое выражение практики, "укоренённой" в системе личного и социального бытия, это такой характер жизнедеятельности, который гарантирует выживание, защиту и безопасность, мотивационную готовность к кардинальному преобразованию мира, позволяющему предотвратить губительное воздействие на цивилизацию глобальных проблем современности. Именно созидательность должна рассматриваться как ведущая концепция образования, поддерживающая в личности её естественные стремления к самоутверждению и развитию, способствующая утверждению личности как существа духовного, её планетарной идентичности.
  • Ескіз
    Документ
    Индивидуальное бытие как становление: попытка осмысления
    (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2006) Городыская, Ольга Николаевна
    Статья посвящена проблеме осмысления индивидуального бытия в рамках современной культуры. Сделана попытка найти параллели между современным философским пониманием индивидуального бытия и традиционными кельтскими представлении о бытии человека, поскольку они во многом похожи.
  • Ескіз
    Документ
    Фигура трикстера как фундамент само(о)сознания человеческой свободы
    (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2007) Городыская, Ольга Николаевна
    Статья посвящена проблеме осознания человеком важнейшей составляющей его экзистенции – феномену свободы. Вопрос рассматривается как общекультурное явление, которое формировалось параллельно с формированием самой человеческой цивилизации. При этом основой понимания свободы утверждается фундаментальная для любой культуры фигура – трикстер.
  • Ескіз
    Документ
    Проблема человеческой самости в современном мире
    (Мелитопольский государственный педагогический университет, 2017) Городыская, Ольга Николаевна
    Поднята проблема человеческой самости в современном мире. Актуализирован вопрос о само(о)сознании человеческой самости в условиях полифоничности тех культурных форм, которые эту самость формируют. Обозначены возможные пути само(о)сознания человека и формирования уникальной человеческой самости. Проведены параллели между человеком современным и человеком традиционного типа в ситуации пограничья. Обоснована актуальность понимания человека как сопротивляющейся человеческой самости в состоянии постоянного становления.
  • Ескіз
    Документ
    Человек в современном мире
    (НТУ "ХПИ", 2016) Голозубов, Александр Вячеславович; Городыская, Ольга Николаевна
    Авторы ставят перед собой задачу создания философско-методологической основы понимания современного образовательного пространства с учетом тех изменений, которые коснулись, прежде всего, человека. Анализируется организация его интеллектуально-инструментальных возможностей. Рассматриваются особенности его развития в ситуации антропологического кризиса с учетом нового направления в философии – медиа антропологии. Для ученых, преподавателей-методологов и широкого круга читателей.
  • Ескіз
    Документ
    Possible solution to the Fermi paradox
    (Novgorod State University named after Yaroslav-the-Wise, 2015) Tararoyv, Jakov V.; Semonkina, Irina A.
    The paper focuses on the problem of the possible existence of extraterrestrial civilizations. It is shown that the abundance of this phenomenon may be low due to the fact that the transition from the stage of civilization to the stage of technological civilization is determined by the aggregate of random and unique factors.