Кафедра "Філософія"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy

Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.

Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 14
  • Ескіз
    Документ
    Приятное и неприятное, как основные формы восприятия души в истории философии
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2018) Фидровская, Мария Георгиевна
    В данной статье рассматривается фундаментальность для человеческого познания категорий приятного и неприятного. Выдвигается гипотеза, что именно они являются основой всякого познания человека и живого организма вообще. В статье рассматриваются позиции философов, для которых понятия приятного и неприятного были фундаментальными для понимания телоса образа жизни, мироустройства и др.
  • Ескіз
    Документ
    Трансформации способа бытия человека как преодоление антропологического кризиса
    (2020) Городыская, Ольга Николаевна
    Нынешние, все более усложняющиеся отношения человека с миром можно охарактеризовать как антропологический кризис. Это проявляется, прежде всего, в отрыве человека от его истины, в неспособности охватить весь объем информации и навыков, которые требует современность, и совместить их с собственной жизнью. Необходим способ разрешения кризисной ситуации.
  • Ескіз
    Документ
    Психагогика и "забота о себе" как практики жизни в современном мире
    (2020) Городыская, Ольга Николаевна
    Актуальность: современный мир ставит перед человеком много задач и вызовов, которые не всегда по силам индивиду, погруженному в сложные отношения с реальностью, которые можно охарактеризовать как кризис. Причем эти отношения стремительно усложняются, и кризис лишь нарастает. Поэтому формирование эффективных жизненных практик, способных преодолеть кризис, представляется крайне актуальным. Цель: проанализировать ранние формы жизненно-философской практики и обозначить их как возможные варианты построения человеком себя в современном мире. Методы: анализ, сравнительный метод, генеалогический метод Мишеля Фуко. Результаты: современный кризис вызван разрывом между человеком и его истинным бытием. В античности существовали практики «заботы о себе», которые были нацелены именно на сохранение связи человека с его истиной, на усилия человека по отношению к самому себе, причем эти усилия и есть жизнь человека согласно истине. Однако уже в христианскую эпоху произошли сдвиги в реализации принципа "заботы о себе", что в дальнейшем закрепилось в отчуждении человека от истины и сделало его зависимым от внешнего источника. Выводы: практика "заботы о себе" вводится как эффективный способ перестройки жизни человека, и это делает возможным снять угрозу утраты человеком самого себя среди разнообразия других вещей. Выявленный разрыв между принципами "познай самого себя" и "забота о себе" должен быть преодолен сращиваем истины и бытия человека до уровня "заботы об образе жизни" путем переоценки всего происходящего и отказа от того, что не является выразителем истины человека.
  • Ескіз
    Документ
    Антропологический кризис: в поисках стратегии преодоления
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Городыская, Ольга Николаевна
    Статья затрагивает проблему антропологического кризиса в условиях существенных трансформаций современного мира. Современная мысль, испытывающая значительное влияние результатов разработок информационных технологий и генной инженерии, все более тяготеет к пересмотру прежних позиций в осмыслении человека и стремится сформировать его новый образ – гармоничного и даже более разумного, чем это было в эпоху Просвещения. В последней трети ХХ века постструктурализм и постмодернизм окончательно разрушили классическую модель человека-субъекта и сменили фокус интереса с метафизического плана жизни на приземленный, практичный, телесный. Такая позиция стала естественным следствием развития западной культуры, в которой многообразные способы нового пространственно-временного восприятия мира опосредуются новыми технологиями и растущей сетью массовых коммуникаций. Однако для создания полноценной, практически востребованной модели человека необходимо проанализировать возможные перспективы ее применения, в частности, – в образовании и воспитании, а это требует изменений общемировоззренческих и философских оснований. Рассмотрены две возможные стратегии преодоления кризиса – конструктивистский подход и трансгуманистические идеи. Конструктивизм отрицает наличие заранее определенных сущностной природы человека, его базовых руководств и мотиваций. Напротив, конструктивизм рассматривает человека как психологический процесс и предлагает описание способов, которыми люди руководствуются при конструировании своей жизни. Таким образом, поведение человека не управляется, а выбирается, и он не имеет заданных авторитетов. Согласно трансгуманизму на смену человеку нынешнему идет "постчеловек", способный управлять своими психическими, интеллектуальными и волевыми качествами. В трансгуманизме также появилось направление экстропии, подразумевающей поступательное техногенное развитие, эволюционирование человека на базе сформулированных Максом Мором принципов. В реализации этих принципов Мор видит философию будущего человека, но все они очевидно отсылают к человеку – обладателю разума, способному через обучение и науку изменить себя и мир. Для воплощения идей экстропии требуется значительная трансформация всей системы образования и воспитания, даже более – изменение самих основ жизни человечества. Оба подхода утверждают отказ от трансцендентального измерения, однако это обостряется вопрос о роли каждой личности в процессе формирования новой модели человека, что не может не вызывать определенные сложности в реализации обоих проектов.
  • Ескіз
    Документ
    Фигура трикстера как фундамент само(о)сознания человеческой свободы
    (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2007) Городыская, Ольга Николаевна
    Статья посвящена проблеме осознания человеком важнейшей составляющей его экзистенции – феномену свободы. Вопрос рассматривается как общекультурное явление, которое формировалось параллельно с формированием самой человеческой цивилизации. При этом основой понимания свободы утверждается фундаментальная для любой культуры фигура – трикстер.
  • Ескіз
    Документ
    Проблема человеческой самости в современном мире
    (Мелитопольский государственный педагогический университет, 2017) Городыская, Ольга Николаевна
    Поднята проблема человеческой самости в современном мире. Актуализирован вопрос о само(о)сознании человеческой самости в условиях полифоничности тех культурных форм, которые эту самость формируют. Обозначены возможные пути само(о)сознания человека и формирования уникальной человеческой самости. Проведены параллели между человеком современным и человеком традиционного типа в ситуации пограничья. Обоснована актуальность понимания человека как сопротивляющейся человеческой самости в состоянии постоянного становления.
  • Ескіз
    Документ
    Экологическая футурология как видение будущего в контексте эволюционной эпистемологии
    (Качалин Александр Васильевич, 2013) Годзь, Наталья Борисовна
  • Ескіз
    Документ
    Современные проблемы становления философии экологии
    (Принтберри, 2010) Годзь, Наталья Борисовна
  • Ескіз
    Документ
    Анализ современных исследований предмета "экология" с позиций философии и философии науки
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2011) Годзь, Наталья Борисовна
    Статья посвящена анализу современных научных исследований в области экологии исходя из позиций философского анализа развития представлений относительно области исследований в экологической тематике. Показано видовое разнообразие работ, их широкий спектр разброса по специальностям и дисциплинам. Автором затрагивается проблема междисциплинарности данных исследований. Закладывается тема дальнейшего исследования в области предмета «Философия экологии». Предлагается ввести в научный оборот термин «Экологическая футурология».