Кафедра "Філософія"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy
Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.
Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.
Переглянути
5 результатів
Результати пошуку
Документ "Мыслящий тростник" или властелин духа(Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, 2018) Мищенко, Виктор ИвановичСтатья посвящена рассмотрению источников формирования и, следовательно, уяснению сущности человека не только как мыслящего, но и духовного существа. В качестве основных этапов формирования человека, как существа духовного рассматривается эстетический, этический и философский этап формирования духовности. Формирование эстетической формы духовного облика личности есть формирование открытости миру чувство святости и миропочитания. Оно связано с особым положением в человека в космосе, есть результат его творческой активности, как способности одновременно осознавать могущество, восхищаться грозными силами природы и противостоять им, осознавать таинство мироустроения. формировать катарсическое чувство возвышенного. В результате потрясения, удивления и смятения, возвышенного чувства одухотворённости, открытости миру возникает к способность самотрансцендентации и самоотстранения, как способности понимания своего духовного призвания. Следующими этапами рассматривается формирование ноосферной, ответственной личности, как этической формы духовности, пассионарности личности и, наконец, - философской её формы, как спосбности восприятия противоречий и проблем социального и индивидуального бытия.Документ Миропостижение как стратегия философии образования(Національна академія Національної гвардії України, 2017) Мищенко, Виктор ИвановичПроанализировано соотношение педагогики, психологии и философии образования, на основе синергетической парадигмы выделены три иерархических уровня их взаимодействия. В этой синергетической системе специфика философии образования рассматривается авторов в рефлексии, концентрации усилий на смысловых аспектах педагогической деятельности. Актуальным представляется анализ кризисных явлений и процессов в образовании. Продуктивным видится использование постпозитивистской методологии в анализе социальных и культурных процессов в обществе, науке, искусстве, влияющих на процесс образования, расширения диапазона предмета исследования, как на мегауровне, так и в исследовании экзистенциальных основ бытия личности. В предметном логическом поле современного образования рассматривается проблема формирования духовного облика, определены три взаимосвязанных компонента духовного облика личности: открытость миру, интеллигентность и пассионарность. Выявлено системообразующее свойство духовного облика личности – чувств святости, для формирования которого автор предлагает осуществлять обучение на основе катарсического мировосприятия, разработать и реализовать новую философскую стратегию современного образования на основе интеграции знаний о современном мироустройстве – миропостижение. Миропостижение есть соединение философской теории с новейшими научными исследованиями, единство когнитивных и ценностных параметров знания процесс духовного освоения человеком Вселенной, стратегия развития современного образования.Документ Постижение духовности(Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2017) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье анализируются основные направления в исследовании духовности, в основании которых лежит как определённое основополагающее, по мнению авторов, свойство, качество личности, так и система определённых ценностей, свойств функционального характера, делается попытка оценить степень продуктивности результатаов исследования для практики духовного воспитания. Исходя из результатов исследования, автор предлагает динамическую саморазвивающуюся систему взаимосвязанных элементов, в основании которой рассматривается определённый механизм катарсического воздействия, которое раскрывается через анализ предпосылок и факторов возникновения духовности. Рассматривается особая роль возвышенного в формировании основополагающего свойства духовного – категории святости. Определяется стратегия философии образования – миропостижение как источник и основа духовного воспитания.Документ Развитие техногенной цивилизации как фактор обретения новой духовности и ноосферной ответственности(НТУ "ХПИ", 2017) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматривается этапы становления духовного облика человека, причины кризисного состояния современной цивилизации, роль техники в формировании человека будущего.Документ Свободная, активная индивидуальность – эпицентр современного образования(НТУ "ХПИ", 2015) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматриваются проблемы формирования индивидивидуальности в контексте культурологичной парадигмы образования И. Зязюна, формируется философский подход по её исследованию, определяются уровни, пути и условия формирования индивидуальности.