Кафедра "Філософія"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3016
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/philosophy
Сучасна назва – кафедра "Філософія", первісна – кафедра діалектичного та історичного матеріалізму.
Кафедра створена 20 квітня 1957 року з ініціативи Івана Івановича Чорного, який і став її першим завідувачем.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту соціально-гуманітарних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора і 4 кандидата філософських наук; 2 співробітника мають звання професора, 4 – доцента.
Переглянути
16 результатів
Результати пошуку
Документ Психологические основания научной деятельности(Гілея, 2014) Владленова, Илиана ВикторовнаВ основе научной деятельности лежит индивидуальное мышление ученых, подверженное логическим, психологическим закономерностям и особенностям. В научном познании можно выделить важную компоненту – психологическую, обусловленную включением в процесс познания волевых, эмоциональных элементов, интеллектуальную интуицию, субъективного мировосприятия, обусловленного темпераментом, характером, творчеством, стилем мышления. В науке есть ряд принципов, которые иллюстрируют важную роль личностного знания в научном познании. Методологические принципы в науке определяют границы и правила построения теорий, ограничивают круг научных проблем, влияют на результаты научной деятельности. В рамках антропного принципа развивается эндофизика. Эта концепция опирается на представление о необходимом наличии наблюдателя, признании того факта, что наблюдатель и окружающий мир – единое целое.Документ Человек в современном мире: на пути к новой парадигме образования(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2016) Дольская, Ольга Алексеевна; Голозубов, Александр Вячеславович; Городыская, Ольга НиколаевнаАвторы ставят перед собой задачу создания философско-методологической основы понимания современного образовательного пространства с учетом тех изменений, которые коснулись, прежде всего, человека. Анализируется организация его интеллектуально-инструментальных возможностей. Рассматриваются особенности его развития в ситуации антропологического кризиса с учетом нового направления в философии – медиаантропологии. Для ученых, преподавателей-методологов и широкого круга читателей.Документ Организация инструментально-интеллектуальных возможностей человека(НТУ "ХПИ", 2016) Дольская, Ольга АлексеевнаАвторы ставят перед собой задачу создания философско-методологической основы понимания современного образовательного пространства с учетом тех изменений, которые коснулись, прежде всего, человека. Анализируется организация его интеллектуально-инструментальных возможностей. Рассматриваются особенности его развития в ситуации антропологического кризиса с учетом нового направления в философии – медиа антропологии. Для ученых, преподавателей-методологов и широкого круга читателей.Документ Методологические принципы парадигмы "понимания"(Мелітопольський державний педагогічний університет, 2014) Дольская, Ольга АлексеевнаДокумент "Мыслящий тростник" или властелин духа(Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, 2018) Мищенко, Виктор ИвановичСтатья посвящена рассмотрению источников формирования и, следовательно, уяснению сущности человека не только как мыслящего, но и духовного существа. В качестве основных этапов формирования человека, как существа духовного рассматривается эстетический, этический и философский этап формирования духовности. Формирование эстетической формы духовного облика личности есть формирование открытости миру чувство святости и миропочитания. Оно связано с особым положением в человека в космосе, есть результат его творческой активности, как способности одновременно осознавать могущество, восхищаться грозными силами природы и противостоять им, осознавать таинство мироустроения. формировать катарсическое чувство возвышенного. В результате потрясения, удивления и смятения, возвышенного чувства одухотворённости, открытости миру возникает к способность самотрансцендентации и самоотстранения, как способности понимания своего духовного призвания. Следующими этапами рассматривается формирование ноосферной, ответственной личности, как этической формы духовности, пассионарности личности и, наконец, - философской её формы, как спосбности восприятия противоречий и проблем социального и индивидуального бытия.Документ Роль философской и научной рациональности в становлении общенаучных (междисциплинарных) понятий(НТУ "ХПИ", 2013) Дольская, Ольга АлексеевнаДокумент Техники мышления в новой парадигме образования(Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, 2010) Дольская, Ольга АлексеевнаСтатья посвящена проблеме мышления в современной парадигме образования. Установка на законодательность разума и диалектическую технику мышления, которые были характерны для образования Нового времени, неприемлема для современности. Мышление опирается на многообразные техники, что ведет к утверждению гетерогенности разума в современном образовании.Документ Интеллектуальные революции и техники мышления(НТУ "ХПИ", 2015) Дольская, Ольга АлексеевнаАвтор показывает, как взаимосвязаны такие феномены человеческой цивилизации, как интеллектуальные революции и техники мышления. Размышления разворачиваются вокруг способности человека постигать и понимать окружающий мир. Автор выдвигает идею о наличии трех интеллектуальных революций в истории человечества. Каждая из них служит своеобразным основанием для формирования определенных техник мышления как культурного явления. Достижения философии и науки, логико-понятийные схемы которых формируются под влиянием синтеза многообразных интеллектуальных нововведений, репрезентируются изменениями в мышлении, что дает возможность фиксировать определенные техники мышления.Документ Свободная, активная индивидуальность – эпицентр современного образования(НТУ "ХПИ", 2015) Мищенко, Виктор ИвановичВ статье рассматриваются проблемы формирования индивидивидуальности в контексте культурологичной парадигмы образования И. Зязюна, формируется философский подход по её исследованию, определяются уровни, пути и условия формирования индивидуальности.Документ Философия гуманизма: проблема формирования(Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 2013) Мищенко, Виктор Иванович