Кафедра "Комп'ютерне моделювання процесів та систем"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/4356
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/cmps
Сучасна назва – кафедра "Комп'ютерне моделювання процесів та систем", попередня назва – кафедра "Cистеми і процеси управління" (від 2001), первісна назва – кафедра “Автоматичне керування рухом”(від 1964).
Кафедра “Автоматичне керування рухом” була створена на інженерно-фізичному факультеті 1 лютого 1964 року для підготовки кадрів вищої кваліфікації, які володіли б як практичною інженерною підготовкою, так і фундаментальними знаннями в галузі математики та інформаційних технологій. Протягом минулих десятиліть кафедра випустила понад півтори тисячі фахівців. Лише за останні 30 років кафедра підготувала близько 600 інженерів-механіків-дослідників, з яких кандидатами наук стали понад 100 осіб і шість осіб – докторами наук.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту комп'ютерного моделювання, прикладної фізики та математики Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 5 докторів технічних наук, 7 кандидатів технічних наук; 4 співробітника мають звання професора, 6 – доцента.
Переглянути
Результати пошуку
Документ Методика экспериментального определения параметров размещения акселерометров в бесплатформенной инерциальной навигационной системе(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2019) Успенский, Валерий Борисович; Кузнецов, Юрий Алексеевич; Сурганова, Юлия ЭдуардовнаДля обеспечения высокой точности функционирования бесплатформенных инерциальных навигационных систем в условиях значительной угловой динамики объекта учитывается пространственное разнесение акселерометров в блоке. С этой целью в ходе заводской калибровки необходимо уточнить геометрическое размещений акселерометров относительно приборной системы координат. Существующие методы предполагают реализацию довольно сложных экспериментальных программ движения блока либо использование параметров вращения лабораторного стенда в качестве эталонных значений. Все это может приводить к повышенной погрешности определения искомых параметров и, как следствие, к увеличению ошибки функционирования навигационной системы в целом. В данной работе предлагается простая методика проведения эксперимента с использованием трехосного стола, инвариантная к аддитивным ошибкам измерений акселерометра и не идеальности лабораторного оборудования. Для развития и обоснования предлагаемой методики решаются следующие задачи: разработка модели измерений акселерометров, учитывающая геометрический фактор его размещения; проектирование программы тестовых вращений для трехосного стола и алгоритма обработки измерений; обсуждение источников погрешности методики и возможности ее минимизации; оценка влияния геометрического фактора и разработка модели его компенсации в процессе эксплуатации навигационной системы; экспериментальная проверка методики. По итогам решения перечисленных задач сделаны выводы о необходимости учета геометрического фактора размещения акселерометров в бесплатформенной инерциальной навигационной системе и практической эффективности разработанной методики. Результаты статьи могут быть использованы при проектировании и настройке высокоточных инерциальных навигационных систем.Документ Способ повышения точности БИНС по измерениям кажущегося ускорения для управляемого объекта, который быстро вращается(НТУ "ХПІ", 2018) Успенский, Валерий Борисович; Некрасова, Мария Владимировна; Багмут, Иван АлександровичПредложен метод повышения точности определения ориентации в бесплатформенной инерциальной навигационной системе для быстровращающегося вокруг продольной оси объекта. Метод основан на использовании измерений вектора кажущегося ускорения от специально размещенных акселерометров для периодической коррекции угла крена. Показано, что разработанный способ существенно ограничивает ошибку определения угла крена. Сформулирован сам алгоритм коррекции, применение которого позволяет значительно повысить точность определения ориентации, что было доказано при моделировании.Документ Разработка и экспериментальная проверка методики паспортизации микроакселерометра(НТУ "ХПИ", 2009) Успенский, Валерий Борисович; Хацько, Наталия ЕвгеньевнаРазработан новый экспериментальный метод паспортизации датчиков измерения линейного ускорения, отличающийся тем, что его можно реализовать с использованием не аттестованного лабораторного оборудования. Результаты эксперимента были обработаны с использованием ноной методики и получены параметры ошибок исследованного акселерометра.Документ Оптимизация структуры избыточной системы неравноточных датчиков(НТУ "ХПИ", 2009) Успенский, Валерий Борисович; Звягинцев, О. К.Описана задача определения конфигурации избыточной системы неравноточных акселерометров из условия минимума совокупной оценки измеряемой величины. Предложен метод ее решения.Документ Динамика полета и управление: 50 лет в ХПИ(НТУ "ХПИ", 2014) Бреславский, Дмитрий Васильевич; Успенский, Валерий Борисович; Ларин, Андрей Алексеевич; Горелова, Светлана Александровна; Ольшанский, В. П.; Багмут, Иван Александрович; Кузнецов, Юрий Алексеевич; Ольшанский, Станислав Васильевич; Андреев, Юрий Михайлович; Морачковский, Олег Константинович; Плаксий, Юрий Андреевич; Татаринова, Оксана Андреевна; Асютин, Алексей Дмитриевич; Некрасова, Мария Владимировна; Олейник, С. В.; Пащенко, Сергей Александрович; Счастливец, Кирилл ЮрьевичМонография посвящена истории создания и развития специальности "Динамика полета и управление" и кафедры автоматического управления движением (систем и процессов управления) в Харьковском политехническом институте. Во второй части приведены результаты исследований ученых кафедры в области управления и динамики летательных аппаратов, моделирования их тепловых режимов и ресурса, навигации и навигационных систем. Предназначено для научных сотрудников, преподавателей и студентов университетов, специализирующихся в области механики, теории управления и истории науки и техники.Документ Оценка точности определения углов ориентации ВЛА на выставке(НТУ "ХПИ", 2009) Успенский, Валерий Борисович; Багмут, Иван АлександровичРозглянуто алгоритми обчислення кутів орієнтації повітряного літального апарату по вимірах інерційних датчиків. Отримано співвідношення для помилок визначення кутів орієнтації повітряного літального апарату на виставці залежно від систематичних складових інструментальних погрішностей інерційних датчиків.Документ Настройка фильтра Калмана в задаче комплексирования информации в интегрированной навигационной системе(НТУ "ХПИ", 2010) Успенский, Валерий Борисович; Асютин, Алексей ДмитриевичПриведены результаты исследования настройки фильтра Калмана на примере интегрированной инерциально-спутниковой навигационной системы. Получены зависимости параметров, характеризующих эффективность функционирования фильтра, от расстройки матриц интенсивностей входных и измерительных шумов системы и начальных значений матрицы ковариации относительно их теоретического значения. Сформированы рекомендации по рациональной настройке фильтра.Документ Разработка вычислительной модели вращения упругого КЛА, управляемого с помощью системы гиродинов(НТУ "ХПИ", 2007) Успенский, Валерий Борисович; Асютин, Алексей ДмитриевичРазработана вычислительная модель вращения упругого КЛА с гиросиловой системой управления ориентацией и стабилизацией (СУОС), которая содержит собственно модель вращения КЛА, модели датчиков и исполнительных органов системы управления и модуль алгоритмов математического обеспечения СУОС. Разработанная модель предназначается для тестирования и анализа алгоритмов проектируемых СУОС. Приведен пример ее использования.Документ Разработка программного комплекса NaviCAD для проектирования и верификации математического обеспечения навигационных систем(НТУ "ХПИ", 2009) Асютин, Алексей Дмитриевич; Бреславский, Дмитрий Васильевич; Резник, С. А.; Телеусов, В. Н.; Успенский, Валерий Борисович; Фролов, И. В.В статье дан краткий обзор программного пакета NaviCAD, который разрабатывается, и предназначенный для решения различных навигационных задач. Проект ориентирован на широкий круг пользователей. Описывается постановка задачи, концепция проекта, общие подходы и архитектура решения.Документ Разработка имитационной модели движения инерциального блока на двухосном поворотном столе(НТУ "ХПИ", 2010) Успенский, Валерий Борисович; Асютин, Алексей ДмитриевичРазработана имитационная модель движения ИБ, установленного на двухосный поворотный стол (ДПС). Модель позволяет генерировать показания инерциальных датчиков, адекватные их реальной работе, при различных видах движения, характерных для ДПС. Генерируемые моделью данные могут использоваться для создания и отладки алгоритмов паспортизации ИБ.