Кафедри
Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/35393
Переглянути
10 результатів
Результати пошуку
Документ Лирический герой и окружающий его мир в поэзии С. Есенина и С. Клычкова (парадигматический анализ лексики)(Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 2011) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаПарадигматический анализ лексики в русле традиционного лингвистического анализа текста, представляет собой распространённое явление (исследуются функции синонимов, антонимов, ЛСГ и т.п. в художественном тексте). Парадигматический анализ лексики текста в рамках функционального направления в лингвистике рассматривается как модель процесса восприятия текста реципиентом, поскольку как отмечал Ю.Н. Караулов, "текст соотносится с действительностью в парадигматике" [2, 203]: в процессе рецепции от вербального линейного развёртывания текста воспринимающий переходит к оперированию "предметными" образами (т.е. образами явлений, ситуаций внетекстовой действительности), которые связываются в сознании реципиента в образно-понятийные парадигмы [3, 7-14]. Вербальные единицы, эксплицирующие парадигму, выступают в роли определений соответствующих когнитивных структур и могут включать отдельные слова и более протяжённые текстовые отрезки. Объединение вербальных единиц в одну парадигму, как и установление связи между парадигмами, рассматривается как процесс понимания текста и является сложным и субъективным процессом (подробнее см. труды Н. А. Рубакина, М. Н. Правдина, психолингвистические исследования). Таким образом, образно-понятийные парадигмы, хотя и представляют собой языковые образования, выделяются и объединяются на основании неязыкового признака.Документ Лексическая парадигма "лирический герой" в лирике С. Клычкова(Московский финансово-юридический университет, 2012) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаПарадигматический анализ позволяет более подробно изучить лексику идиостиля писателя. В рамках функционального направления в лингвистике парадигматический анализ лексики текста рассматривается как модель процесса восприятия текста реципиентом. В процессе рецепции от вербального линейного развёртывания текста воспринимающий переходит к оперированию "предметными" образами, т.е. образами явлений, ситуаций внетекстовой действительности, которые связываются в сознании реципиента в образно- понятийные парадигмы [Степанченко И.И. Поэтический …, 7-14]. Вербальные единицы, эксплицирующие парадигму, выступают в роли определений соответствующих когнитивных структур и могут включать отдельные слова и более протяжённые текстовые отрезки. Объединение вербальных единиц в одну парадигму, как и установление связи между парадигмами, рассматривается как процесс понимания текста и является сложным и субъективным процессом (подробнее см. труды Н. А. Рубакина, М. Н. Правдина, психолингвистические исследования). Таким образом, образно-понятийные парадигмы, хотя и представляют собой языковые образования, выделяются и объединяются на основании неязыкового признака.Документ Лексическая парадигма "Миф" в поэзии Сергея Клычкова(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2011) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаВ статье анализируется парадигматическая организация лексики в стихотворениях С. Клычкова, в частности, сопоставляются состав и функции центральной лексической парадигмы "миф" в разные периоды творчества, что позволяет выявить черты эволюции мифологичности его поэзии.Документ О проективности художественного произведения (на материале заметок И. Е. Репина и А. М. Горького о Л. Н. Толстом)(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2019) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье исследуются элементы проективности художественного произведения на материале заметок И. Е. Репина и А. М. Горького о Л. Н. Толстом. Вслед за М. Н. Правдиным проективность произведения определяется как сходство эффекта от изображаемого и изображения в сознании воспринимающего на уровне конкретного образа. Переход воспринимающего от текста к действительности, осуществляющийся на уровне некоторого осознания, понимания, т. е. на уровне абстрактных связей между образами, характерен для текстов концептуального типа. Эти же принципы отражения действительности в тексте (в широком смысле) могут быть выделены и при восприятии словесных текстов, однако в этом случае проективность и концептуальность предстают как результат вторичного разграничения этих двух принципов, которое проводится на фоне концептуального отражения действительности вербальным текстом. Автором выделяются такие единицы текста, обусловливающие его проективность, как способность занимать определенное место в пространстве и во времени, структура и характерный внешний вид, а также экспрессивность, эксплицитность Я автора, документализм, небольшой размер текста, короткие предложения, ритм, особенности интонации и повторы. Делается вывод о значительно большей проективности заметок И. Е. Репина о Л. Н. Толстом по сравнению с заметками А. М. Горького, что подтверждает гипотезу о том, что проективность относится к свойствам мышления и мировосприятия художника и проявляется в различных сторонах его деятельности.Документ Попытка преодоления традиционной концептуальной оппозиции колоративов "белый-чёрный" в художественном мире С. Есенина и А. Ахматовой(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2019) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье исследуются колоративы "белый" и "черный" в лирике С. Есенина и А. Ахматовой, которые репрезентируют традиционную оппозицию добра и зла. В лирике поэтов присутствует как традиционная концептуализация оппозиции белое-чёрное (добро-зло), так и попытка преодоления этой традиции. Цель статьи – исследовать авторскую попытку преодоления концептуальной оппозиции белое-чёрное (добро-зло) в творчестве поэтов. В статье сделан вывод, что в сферу оппозиции "белого", т.е. духовного, и "чёрного", т.е. препятствия, входят принципиально различные образы. В лирике Есенина – это личность, смиренная душа (определяется белым цветом), которую омрачают пороки (определяется чёрным), а в лирике Ахматовой – это поэзия, любовь к мужчине и Бог (белый), которые омрачают муки творчества, трудные чувства, боль. Таким образом, в лирике С. Есенина и А. Ахматовой представлены различные пути преодоления традиционного противоречия оппозиции белое-чёрное (добро-зло), основное отличие которых заключается в том, что в герое Есенина белое находится в нём самом, а у героини Ахматовой – вне неё, или достигается благодаря чему-то, воздействующему извне.Документ Роль художественного текста в формировании межкультурной компетенции иностранных стажеров-филологов(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2008) Гайворонская, Виктория Владимировна; Криволапова, Елена Владимировна; Шелестина, Марина ЕвгеньевнаДокумент Архетипический образ "подпольного" героя в творчестве Ф. М. Достоевского(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2015) Романов, Юрий АлександровичНастоящая работа посвящена исследованию феномена "подполья" в творчестве Ф. М. Достоевского. В монографии представлена попытка всесторонне рассмотреть образ "подпольного" героя как архетипическое явление, выявить модель "подпольного" сознания и поведения, проследить ее реализацию и преломление в героях "великого пятикнижия" писателя, наметить принципы построения типологии "подполья". Монография адресована исследователям творчества Ф. М. Достоевского, преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем, кто проявляет интерес к творчеству великого русского писателя.Документ Матрица "подполья" в концепции героев позднего Достоевского(Петрозаводский государственный университет, 2014) Романов, Юрий АлександровичИсследуются архетипические свойства образа человека из «подполья» в образной системе Достоевского: рассмотрены теория архетипов К. Г. Юнга, попытки построения типологии образов Достоевского в русском литературоведении, представлены модель «подпольного» сознания и поведения в главном герое повести Достоевского «Записки из подполья» и ее воплощение в героях «великого пятикнижия» писателя, проанализированы такие составляющие «подпольной» матрицы, как отрицание Божьего мира, человекобожеское мессианство, эстетическая самоказнь, стремление к «подпольному» покою. Сделаны выводы о влиянии архетипического образа человека из «подполья» на последующее творчество не только русских, но и зарубежных классиков.Документ Творчество Ф. М. Достоевского в трудах украинских литературоведов(Крымский Архив, 2012) Романов, Юрий АлександровичДокумент А. Пушкин и Н. Гоголь: дружба и творческие контакты великих мастеров слова(ФОП "Петрова", 2012) Северин, Надежда Васильевна