Кафедри

Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/35393

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 10
  • Ескіз
    Документ
    Оптимальне проектування циліндричних зубчастих передач з опукло-увігнутим контактом: цільова функція та змінні проектування
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2021) Устиненко, Олександр Віталійович; Левін, Нікіта Олександрович; Бондаренко, Олексій Вікторович; Бошанскі, Мірослав; Протасов, Роман Васильович; Андрієнко, Сергій Володимирович; Матюшенко, Микола Васильович
    Зниження маси та габаритів зубчастих передач є актуальною задачею сучасного машинобудування. Одним із перспективних шляхів її розв'язання є застосування зачеплення з опукло-увігнутим контактом зубців. Тому дослідження присвячено розробці методів оптимального проектування циліндричних зубчастих передач з опукло-увігнутим контактом робочих поверхонь. Критерії оптимальності: мінімальні контактні напруження та (або) мінімальні відносні швидкості ковзання з урахуванням конструктивних, геометричних та технологічних обмежень. У якості об'єкта дослідження обрано С – С зачеплення, воно запропоновано словацькими вченими М. Бошанскі та М. Верешем. Побудовано цільову функцію для випадку мінімізації контактних напружень. Критерій оптимальності сформульовано так: контактні напруження σ H у зачепленні повинні приймати мінімально можливе значення при виконанні усіх обмежень. Також побудовано цільову функцію для випадка мінімізації відносних швидкостей ковзання профілів. Критерій оптимальності сформульовано так: відносні швидкості ковзання профілів λ у крайніх точках зачеплення повинні приймати мінімально можливе значення при виконанні усіх обмежень. Визначені змінні проектування: кут зачеплення в полюсі α С , радіус кривизни верхньої частини лінії зачеплення r kh , радіус кривизни нижньої частини лінії зачеплення r kd . Обрано метод розв'язання задачі оптимального проектування. З усього різноманіття було обрано метод зондування простору параметрів проектування. У якості пробних точок використовуються точки ЛПτ-послідовності. Метод дає змогу оперувати значною кількістю параметрів – до 51, забезпечує достатньо велику кількість рівномірно-розподілених пробних точок – до 2 20 . У подальших дослідженнях планується сформувати систему обмежень на змінні проектування, розробити методики та алгоритми розв’язання задачі, а також провести тестові та перевірочні розрахунки з метою підтвердження та оцінки отриманих теоретичних результатів.
  • Ескіз
    Документ
    Синтез зубчатых и цепных передач с эволютным профилем и их моделирование в CAD-системах
    (Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Богдана Хмельницького, 2020) Протасов, Роман Васильевич; Андриенко, Сергей Владимирович; Устиненко, Александр Витальевич
    Статья посвящена синтезу эволютного зацепления для зубчатых и цепных передач и его моделированию в CAD-системах. Рассмотрено построение Бобилье, которое заключается в замене зубчатого механизма эквивалентным шарнирно-рычажным. На его основе предложен способ нахождения рабочего профиля зубьев колеса зубчатой передачи или звездочки цепной передачи. Преимущество этого способа заключается в возможности управлять качественными показателями цепного зацепления на этапе синтеза. Выполнено решение задачи синтеза интегрированием дифференциального уравнения, которое описывает профиль зуба колеса или звездочки: а) приближенное - в виде полинома с помощью программного комплекса Vissim; б) численное - методом Рунге-Кутта в системе MathCAD. Приведены примеры синтезированных профилей эволютной зубчатой пары и звездочки. Полученные массивы координат точек профилей были экспортированы через файл Excel в систему Autodesk Inventor для построения 3D-моделей зубчатых колес и звездочек. С целью обеспечения плавного изменения кривизны профиля зуба в 3D-модели точность расчетов в MathCAD задается принудительно – 7 знаков после запятой. Разработана методика построения твердотельной и конечно-элементной моделей зубчатых колес и звездочек в Autodesk Inventor. В качестве расчетной модели зубчатой пары приняты секторы шестерни и колеса, а для цепной передачи использован сектор звездочки и одна втулка цепи. В обоих случаях сектор состоит из пяти зубьев и обода рекомендуемой толщиной 3 модуля. Используется половина ширины шестерни и звездочки. Результаты исследований позволяют создавать новые зубчатые и цепные передачи с улучшенными характеристиками и проводить их моделирование в современных CAD-системах.
  • Ескіз
    Документ
    Analysis of tenseness and durability of the main parts for the cutting part of UKD 200-500 coal shearer
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2021) Kovalchuk, O.; Berezhnyj, R.; Nezhebovskyj, V.; Ustynenko, O.
    JSC "Kharkiv Machine-Building Plant "Svitlo Shahtarja" has created and introduced into serial production a new generation UKD 200-500 coal shearer. The most loaded element of the shearer is its cutting part. It is a three-stage reducer with an electric motor. Calculations for the strength and durability of gearing, shafts, bearings, spline, pinned and hinge joints have been carried out. The modeling of the stress-strain state for the main parts and assemblies by the finite element method has also been carried out. Calculations have shown that the strength and durability of all parts is ensured. Consequently, the required durability of 15000 hours and the average resource before major overhaul are not less than 800...1000 thousand tons are provided.
  • Ескіз
    Документ
    Влияние точностных параметров зубчатых колес вертикально-фрезерных обрабатывающих центров на их динамическую устойчивость
    (Донбаська державна машинобудівна академія, 2014) Клочко, Александр Александрович; Годзула, И. Г.
    Требования к точности и жесткости фрезерных обрабатывающих центров основываются на величине показателей точности зубчатых колес. Работа выполнена на основании изучения имеющегося опыта и обобщения известных результатов и является актуальной при исследовании процессов динамических колебаний металлорежущих станков.
  • Ескіз
    Документ
    Автоматизация и методы повышения энергоэффективности приводов подъемно-транспортных машин
    (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2019) Семенюк, В. Ф.
    На основе анализа энергоэффективности приводов грузоподъемных машин с автоматической системой управления, в которых применяются частотные преобразователи для понижения номинальной скорости двигателя, предложены методы повышения энергоэффективности этих приводов путем создания автоматических систем управления, сочетающих в себе частотные преобразователи и редукторы с высоким коэффициентом полезного действия.
  • Ескіз
    Документ
    Анализ работы зубчатых передач и пути предупреждения их аварийных отказов на непрерывном тонколистовом стане горячей прокатки 1680 ПАО "Запорожсталь"
    (НТУ "ХПИ", 2016) Музыкин, Юрий Дмитриевич; Мацко, Сергей Владимирович; Москаленко, Павел Павлович; Татьков, Владимир Викторович
    Рассмотрены причины разрушения зубчатых передач прокатного оборудования в зависимости от условий их эксплуатации, и по результатам статистического анализа установлен закон эмпирического распределения рабочей нагрузки для стана горячей прокатки 1680 ПАО "Запорожсталь". Показан один из способов контроля остаточного ресурса работы зубчатых передач, по величине износа боковой поверхности зубьев. Предложен прибор для диагностики износа зубьев без разборки сопряжения. Показано, как осуществляя мониторинг износа зубьев, можно прогнозировать остаточный ресурс их работы.
  • Ескіз
    Документ
    Технологическое обеспечение трения качения и трения скольжения в зубчатых передачах
    (НТУ "ХПИ", 2015) Клочко, Александр Александрович; Гасанов, Магомедэмин Исамагомедович; Басова, Евгения Владимировна
    В статье рассмотрены условия контактирования цилиндрических зубчатых передач и технологические методы воздейтствия при формировании эвольвентной поверхности зубьев при которых происходит проскальзывание зубьев одной шестерни относительно профиля зуба сопрягаемого колеса и сил трения-скольжения. Потеря энергии на трение в зубчатых передачах доходит до 10% от всей потери энергии на преодоление трения. В зубчатой передаче потеря энергии происходит в зубьях вследствие их трения при несоответствии точности изготовления зубчатых передач по нормам кинематической точности, нормам плавности, нормам бокового зазора согласно требованиям ГОСТ1643-81 и особенностью трибологического контактирования эвольвентных сопрягаемых поверхностей. Показано, что при силовых расчетах цилиндрических зубчатых колес необходимо учитывать помимо динамических нагрузок и усилия трения качения-скольжения в зубчатых передачах. В зубчатых цилиндрических передачах трение качения значительно меньше трения скольжения, поэтому одной из превуалирующих научных направлений является уменьшение и сведение до минимума участка скольжения сопрягаемых эвольвентных профилей зубчатых колес с учетом изменения параметров состояния поверхностного слоя зубьев: шероховатости, волнистости, твердости, физико-механических свойств материала зубчатых колес.
  • Ескіз
    Документ
    Разработка концепции, структуры и принципов создания и функционирования новой технической системы синтеза зубчатых передач
    (НТУ "ХПИ", 2015) Кривошея, А. В.; Сторчак, М. Г.; Данильченко, Ю. М.; Тернюк, Николай Эмануилович; Воронцов, Б. С.; Устиненко, Александр Витальевич
    В статье обоснована необходимость, техническая и экономическая целесообразность создания новой технической системы синтеза зубчатых передач и ее поддерживающих математических моделей и информационных технологий с учетом жизненного цикла зубчатых передач. Представлена структура технической системы, концепция, принципы создания и функционирования. Рассмотренная система позволит синтезировать зубчатые передачи с более высокими качественными показателями и обеспечить валидацию всех этапов ее жизненного цикла.
  • Ескіз
    Документ
    Раціональне проектування зубчастих циліндричних двоступінчастих редукторів з урахуванням рівня напруженості зачеплень
    (НТУ "ХПІ", 2015) Бондаренко, Олексій Вікторович; Устиненко, Олександр Віталійович; Сєриков, Володимир Іванович
    Стаття присвячена задачі раціонального проектування широко розповсюджених зубчастих циліндричних двоступінчастих редукторів. У ній розглядаються питання пошуку оптимально-раціональних геометричних параметрів, які задовольняють певним критеріям. Усі складності компонування та взаємозв’язок параметрів унеможливлюють їх вибір без використання підходів математичної оптимізації. Використання відомого псевдо-випадкового методу ЛПτ-пошуку з авторською модифікацією дало змогу уникнути проблем, пов’язаних з дискретністю та кількістю параметрів. Для розв’язання вказаної задачі було сформовано постановку задачі та вказані параметри проектування з обмеженнями, записані критерії та обрано підхід. Розроблена методика та алгоритм розв’язання задачі, що враховує рівень напруженості зубчастих передач за згином та контактом. Проведені тестові розрахунки вказують на коректність запропонованого підходу.
  • Ескіз
    Документ
    К вопросу классификации кинематических схем и математических моделей формообразования зубчатых передач
    (НТУ "ХПИ", 2014) Кривошея, А. В.; Данильченко, Ю. М.; Сторчак, М. Г.; Бабичев, Д. Т.; Мельник, В. Е.; Французов, Виктор Иванович; Гуцаленко, Юрий Григорьевич; Третяк, Татьяна Евгеньевна
    Представлено развитие и совершенствование классификации кинематических схем формообразования зубчатых передач различных классов, типов и видов. Предложен и реализован принцип создания классификаторов геометро-кинематических схем формообразования зубчатых колес. Предложена модель перехода от кинематических схем формообразования к схеме компоновок станков.